Номер 49 (1146), 28.12.2012

В БУДУЩЕМ ОДЕССА НЕПРЕМЕННО ВСТРЕТИТ НОВЫЙ ГОД

Музей современного искусства Одессы решил по субботам проводить обсуждения выставок и экскурсии. С начала декабря для всех, кто придет в МСИО в субботу с 14.00 до 14.30, сотрудники музея проведут экскурсию по постоянной экспозиции и проходящим выставкам.

Директор музея Семен Кантор справедливо полагает, что не следует идти по типичному пути кладбища картин и серийного производства выставок:

- Мы постараемся проводить регулярные лекции о различных аспектах современного искусства, а также вернуться к несколько забытой в Одессе традиции обсуждать новые выставки, проходящие в музее. Доплата за экскурсионное обслуживание к стоимости входного билета не требуется.

В качестве первого шага все желающие приняли участие в обсуждении проекта Мирослава Кульчицкого "Сценарии будущего". Первая часть этого резонансного кураторского проекта была показана в октябре, вторая - в конце ноября и до середины декабря. Прогнозируя будущее Одессы, участники проекта, художники Игорь Гусев, Дмитрий Дульфан, Зоя Сокол, Лариса Звездочетова, Роман Громов и другие, стали авторами произведений, все еще непривычных зрительскому глазу. Тут и двери с подсветкой, указующие выход из любой ситуации, и улица Пушкинская, покрытая надгробными венками и обелисками в память о задавленных одесситах, и предвыборные лозунги для рыб (когда- нибудь территория Одессы вновь может оказаться под водой, как это было тысячелетия назад), и обезвреженное взрывное устройство, найденное... в одесском метрополитене.

- Мне импонирует, что в первой части проекта был минимум живописи и настенных объектов вообще, - произнес на обсуждении Игорь Гусев. - Живопись влечет за собой шлейф приватности; в современных выставках обычно можно увидеть не более одной-двух картин, это как ягодка в коктейле или розочка на торте...

Искусствовед Михаил Рашковецкий сделал несколько подсказок авторам работ. По его мнению, эффект можно было бы усилить, отказавшись от ненужных деталей. Например, объект Дмитрия Дульфана, сделанный из соли, имитирующей снег, только выиграл бы, если убрать с него лепную снежинку в блестках. Прочие участники дискуссии возразили: снежинка напомнила им елочную игрушку, а работа в целом - детское ожидание новогодних празднеств, и хорошо, что художник делает для нашего города такие приятные прогнозы! Стоит напомнить, что "Сценарии будущего" привлекли внимание киевских СМИ, а это редко случается с выставочными проектами, проходящими за пределами столицы. Стало быть, у одесского современного искусства при славном прошлом и совсем неплохом настоящем наверняка будет блестящее будущее, и пусть оно окажется хоть немного похожим на новогоднюю елку...

Виолетта СКЛЯР.