Номер 19 (866), 25.05.2007

С ВОЙНОЙ ПОКОНЧЕНЫ ЛИ СЧЕТЫ?

Закончился Великий праздник, посвященный Дню Победы. Солдаты Великой Отечественной снова вернулись в свои скромные жилища. В свою тесную квартиру вернулась и выставка картин, посвященная Великой Отечественной войне. Аккуратно повешены в шкаф пиджаки, украшенные боевыми наградами. Аккуратно расставлены, развешаны картины. Предстоит ли тем, кто отстоял для нас и грядущих поколений мир и свободу, еще раз, надев на слабые уже плечи пиджаки, утяжеленные орденами и медалями, спустя год снова выйти навстречу с праздником? И увидят ли снова свет эти поразительные в своей правдивости картины, возле которых не может сдержать слез старшее поколение и останавливается пораженное открывшейся вдруг истиной - младшее.

А надо, чтобы увидели, и не только в праздник. Потому что это выставка-ПАМЯТЬ.

Надо сказать, что эта выставка необычная. Необычная, во- первых, потому, что, по свидетельству большинства, трудно найти столь большое собрание картин о Великой Отечественной войне, написанных одним художником. Александр Кореневский за восемь лет создал 47 таких картин. Вторая необычность заключается в том, что будущему художнику, когда началась война, едва исполнилось три года. Третья необычная сторона этой выставки - сами картины: в собрании работ Кореневского, посвященных войне, почти нет батальных полотен. Я бы сказала, что его картины - это люди на войне. Экспозиция последовательно охватывает все четыре года войны - от ее начала и до победного конца. И в самом начале экспозиции - одна из наиболее значительных по своему эмоциональному воздействию картин - "Прощальный взгляд". Юноша, уходящий на фронт. Он приотстал от товарищей и оборачивается в сторону оставшегося дома, мира, юности.: Те, кто ушли вперед, уже почти невидны в поглотившей мгле, они ушли в никуда... А дальше - на войне, как на войне, гибель, спасение, фронтовые будни. На картине "Солдатская каша" боец кормит маленькую девочку из солдатского котелка. Победа на картинах Кореневского тоже представлена не залпами салютов. И после провозглашения победы гибли наши солдаты. Такой момент отражен на одной из последних работ Кореневского "Победа". И еще одна картина, посвященная концу войны, производит огромное впечатление: "Май 1945 г. Берлин". На танке сидят два солдата. Их лица закрыты руками. Они плачут. Танки украшены листьями каштанов и ветками сирени. И в этих полуувядших, обессиленных листьях и цветах художник выразил ту безмерную усталость, которая скопилась у людей за годы войны.

Но вернемся к тому, как человек, не побывавший на войне, мог так пронзительно-правдиво писать о ней картины. Стоит вспомнить, что первые эмоции, доступные даже новорожденному, покинувшему лоно матери, - это чувство голода, холода и страха. Эти чувства были известны и маленькому Саше, познавшему голод, холод и страх в полной мере, воочию видевшему раненых и калек, вернувшихся с войны. И память об этих страшных впечатлениях детства осталась в нем навсегда.

И еще. На открытии выставки вспоминали замечательные стихи Давида Самойлова: "Сороковые", которые начинаются строкой "Сороковые роковые". Я бы выставку картин Александра Кореневского назвала "Ревущие сороковые", потому что он - капитан дальнего плавания и ему не раз приходилось пересекать эти самые страшные сороковые широты. Недаром среди его многочисленных талантливых маринистских работ, заполнивших его дом морским ветром, парусами, пенящимися морскими волнами, есть и работа "Ревущие сороковые". Кстати, как капитану дальнего плавания, Кореневскому не раз приходилось попадать в горячие точки планеты и принимать участие в боевых действиях.

А теперь я хочу вернуться к главной мысли, рожденной на выставке Кореневского. Знаете замечательную песню, в которой есть слова: "С войной покончили мы счеты, бери шинель, иди домой"? Так вот, время показало, что счеты с войной мы не покончили. И этот счет нам не оплатить уже никогда. Мы навеки остались должны тем ветеранам Великой Отечественной, кто встретил необеспеченную старость и ушел из жизни, не получив заслуженной благодарности. Об этом напоминает Кореневский в своей работе "Никто не забыт", на которой безногий инвалид идет к памятнику Неизвестному солдату.

На выставке много говорилось о том, что необходимо создать Музей Великой Отечественной войны, в основу которого могла бы лечь экспозиция работ Александра Кореневского. Под письмом к руководителям города уже собрано много подписей. Такая экспозиция была бы не только данью памяти и благодарности ветеранам Великой Отечественной войны. Она необходима новым поколениям, которые не должны расти манкуртами.

Елена КОЛТУНОВА.