Номер 22 (767), 10.06.2005

А В ЕВРОПУ ИДТИ – МОЛОДЫМ

Один из героев некогда популярной, а ныне благополучно забытой советской пьесы "Любовь Яровая", профессор Горностаев, видя, как его кухарка рвется на пароход, увозящий из России остатки белой армии, произносит замечательную фразу: "Пустите, пустите Дуньку в Европу!". Тогда еще невозможно было представить, что как перед профессорскими наследниками, так и перед потомками Дуньки будет стоять одна и та же задача, обозначенная изящным определением "евроинтеграция".

Если учесть те темпы интеграции, которые определяет нам пока что Евросоюз, то можно смело сказать, перефразируя известную цитату, что "европейский дом" в Украине "возводить молодым". Вот почему столь интересной оказалась прошедшая в нашем городе международная конференция "Роль молодежи в решении актуальных проблем в процессе европейской интеграции".

"Влиться в европейское сообщество", "интегрироваться в Европу" – это мы слышим по сто раз на дню. Задача и впрямь важная: самой большой по территории стране Европейского континента как-то негоже стоять в стороне от общих объединительных процессов, тем более, когда буквально все соседи уже "в Европе". Однако столь милое сердцу наших лидеров "европейское сообщество" вовсе не спешит раскрывать перед Украиной свои объятья. Надо честно признаться, нас в Европе пока еще "держат за Дунек". Обижаться глупо, тем более, что, скажем прямо, представления подавляющего большинства украинских граждан о "евроинтеграции" недалеко ушли от познаний подавляющего большинства жителей Европы об Украине. Куда важнее разобраться в том, что сулит нам "вхождение в Европу", какие открывает перспективы, какими грозит опасностями. Особенно важно понимать это нынешним студентам и школьникам, для кого "евроинтеграция" уже становится значимым фактором, поскольку Украина на днях присоединилась к т.н. "Болонской декларации", предусматривающей адаптацию отечественной системы образования к общеевропейским критериям. К ним, будущим "евроинтеграторам", и обращены были в первую очередь выступления участников конференции.

К чести выступающих, они не скрывали, что "путь в Европу" весьма тернист. Первый секретарь Посольства Великобритании в Украине Рут Ален пошутила, что одна из стран привезла документы, которые необходимо было представить в Еврокомиссию, на... тележке: иначе восемь тысяч "бумажек" не помещались.

Директор Института социальных наук ОНУ им. Мечникова профессор Игорь Коваль указал на то, что в Украине, во-первых, пока что отсутствует законодательная база для евроинтеграции, во-вторых, не хватает профессионалов (нет даже достаточного количества переводчиков со всех 25 официальных языков ЕС), в-третьих, нам еще очень далеко до европейского стиля поведения с его приоритетом профессионализма и публичности. Увы, отметил И.Коваль, со стороны Запада нет должного понимания специфики украинской истории и ментальности, от нас требуют, чтобы мы буквально за годы добились того, к чему развитые страны шли столетиями.

К сожалению, к интересному диалогу, который вели выступавшие во время пленарного заседания и на трех секциях конференции, большинство молодых слушателей остались равнодушны. Наши школьники и даже студенты очень слабо себе представляют, что есть "евроинтеграция" и "с чем ее едят". Не все, конечно, столь "дремучи", есть и счастливые исключения. Для десятиклассника 121-й школы Саши Патлатоя "евроинтеграция" имеет совершенно конкретные очертания: как победитель Всемирной школьной олимпиады на лучшее знание польской литературы и языка Саша получил право учиться в Польше за государственный счет. А это уже не "окно", а целая "дверь в Европу". Впрочем, и Сашины одноклассники могут кое-что прояснить по поводу "евроинтеграции": они изучают в школе такой предмет. Разбираются в этих вопросах и члены молодежных организаций, вроде AIESEC или SIFE, у которых налажены связи с зарубежными ровесниками. Но таких – меньшинство, причем абсолютное.

Беседуя во время перерыва со студентами и старшеклассниками, которых (что греха таить) привели на конференцию, я обнаружила, что они имеют весьма отдаленное представление даже о таких вещах как "кредитно-модульная система", "тестирование" на вступительных экзаменах, "балакавриат и магистратура", хотя это неотъемлемые составляющие европейской системы высшего образования, на которую переходит Украина. Что уже говорить о более глобальных проблемах, вроде прогнозируемого роста цен практически на все товары, увеличения безработицы, резкого усиления конкурентной борьбы и т.п.?! К этому молодежь надо готовить – но не сладенькими сказочками вроде телепередач, где демонстрируются европейские лишь "красоты", и ни слова не говорится о проблемах, а реалистически, не скрывая проблем, но и не драматизируя их. Начинать надо уже со школы, притом не в отдельных учебных заведениях, силами энтузиастов, а целенаправленно – "всеобучем". Те, кому нужно, поймут и усвоят, может быть, даже лучше многих взрослых. По крайней мере, сидевшие передо мною на пленарном заседании школьницы переводили выступления иностранных гостей быстрее штатных переводчиков...

Елена ДАРАКОВА.