Номер 45 (1191), 29.11.2013
В Литературном музее прошла презентация книги Владимира Варны "Миф Юрия Олеши".
Образ автора "Трех толстяков", "Ни дня без строчки", "Зависти" овеян легендами и предрассудками. Его называют жертвой тоталитаризма, неуправляемым, подверженным алкоголю, нереализовавшимся автором.
- Моя задача была упорядочить все материалы, какие есть об
Олеше, - объяснил Владимир Варна. - Существует легенда, что
книгу "Ни дня без строчки" Олеша писал на клочках бумаги,
салфетках, коробках от папирос. Есть свидетели, что так и было.
Но в архиве этого я не нашел. А только рукопись, изложенную на
листах. Олеша писал цельную книгу. Открытием для меня стали
замыслы пьес начала 1950-х годов, о которых никогда не
говорили. Никто не анализировал переписку с театрами,
издательствами, Союзом писателей. Не исследовано пространство
1940-1950-х годов, чем он занимался после возвращения из
Ашхабада и до того, как получил квартиру в Москве. Жена Ольга
Густавовна несколько раз лечилась в психиатрической лечебнице.
Это был очень сложный период. "Поэму цветов" он писал, кидая
листы на пол. Многие в припадках были уничтожены, он сжигал их
в кочегарке, топил в Москве-реке. Незаконченными остались его
романы и рассказы, наброски которых есть в архиве.
Все это изложено в книге "Миф Юрия Олеши".
Книга выстроена биографически и разделена на части по годам. Первая глава "Артист" охватывает период с рождения по 1922-й - год переезда в Москву. Приехав из Елисаветграда, семья поселилась в Одессе в Театральном переулке. Мать Олеши, Ольга Владиславовна, польских кровей, дала сыну образование и метафорическое видение мира. Об этом говорит ее замечание невестке, что не следует тщательно прибираться: "Квартира должна напоминать большую пепельницу". Эта метафоричность стала второй натурой Олеши. В письме к Ольге Густавовне, которая должна была приехать к нему в Москву, он пишет: "На брегу Москвы-реки стоит Брянский вокзал, похожий на сахарницу. В одно прекрасное утро, щурясь от солнца, я пойду на этот вокзал встречать дорогую Ольгу Густавовну, милого друга Олечку, друга Суок. Ждите моих распоряжений, девчонка, жду ваших глупых писем. Кланяйтесь вашему музыканту-папе, у которого голова похожа на серебряную монету. Дуся-дуся-дуся-дуся - до свидания, целую в лоб и бровь. Ваш Юра". Вторая глава "Писатель" посвящена становлению Олеши. С помощью Катаева он устраивается в газету "Гудок". Его фельетоны и агитки конкурируют с самим Демьяном Бедным. "Зубило" - под этим псевдонимом писал Олеша. Он становится знаменитым "на каждой станции, на каждом полустанке, на каждом колесе советских дорог своим, нужным человеком". "Сочинения популярного среди железнодорожников автора издаются отдельными сборниками. На встречи с читателями- железнодорожниками он отправляется в личном вагоне. Его газетное имя присваивается железнодорожным станциям". Его частушки распевают "пролетарии". "Эта популярность была так велика, что по стране даже колесили лже-Зубилы - двоюродные братья ордена "детей лейтенанта Шмидта", с которыми пришлось иметь дело Остапу Бендеру. Лже-Зубилы брали у местного начальства деньги в долг, бесплатно обедали и исчезали бесследно и навсегда".
В Москве Олеша пишет свой знаменитый роман "Три толстяка". Влюбившись в тринадцатилетнюю Валю Грюнзайд (жена Евгения Петрова), он сочиняет для нее сказку. В романе мы узнаем в площади Звезды Екатерининскую в Одессе, все наполнено атмосферой города детства автора. И главная героиня названа фамилией его жены Ольги - Суок, с которой он в то время начал укреплять отношения. В третьей главе автор анализирует литературный поиск Олеши, где он пытается найти себя, выразить по-настоящему через роман всей жизни. С 1931 года он изменил свое отношение к алкоголю. И начал много пить. Это тоже сказалось на его жизни. Впоследствии сорванными оказываются его контракты с театрами. Последняя глава "Тень" охватывает полувековой период - после смерти Олеши до сегодняшнего дня, время мифов о нем.
- Многое в Юрии Олеше еще не изучено, не понято, - рассуждает Владимир Варна. - Его судьба окружена облаком предположений. Я честно признаю, что не развеял, а создал новый миф. И другого пути в познании нет. Можно только приближаться к познанию. И моя задача - более точно расставить акценты этой судьбы. В то же время я считаю, что этим изданием смогу привлечь внимание одесситов к Олеше. Ведь его натура была создана Одессой, он жил атмосферой этого города. И поэтому он постоянно сюда приезжал. Олеша - чрезвычайно одесский автор. И для одесситов особая задача - использовать эстетический потенциал кафе, забегаловок, ресторанов, которые посещали его персонажи. Например, можно было реализовать идею: поставить памятник гимназисту Олеше на углу Карантинной и Греческой, где он шел в гимназию.
Инна ИЩУК.