Номер 37 (1526), 12.11.2020

30 "КАЮТ-КОМПАНИЙ" ОТ ЛАУРЕАТОВ ПРЕМИИ ПАУСТОВСКОГО

Социально-культурный проект "Кают-компания Морской библиотеки Одессы", который уже три года функционирует на базе библиотеки им. К. Паустовского, нашел свою аудиторию и почитателей. А совсем недавно его инициаторы — главный редактор газеты "Моряк Украины" Анатолий Венгрук и журналистка, писательница Инна Ищук — стали обладателями муниципальной премии имени К. Паустовского в номинации "Популяризация творчества Константина Паустовского". Первое после получения награды, а на самом деле 30-е заседание, было посвящено 145-летию Черноморского яхт-клуба. Поэтому говорили на нем о яхтинге, об обитателях Черного моря и даже о Тунисе.

По традиции заседания "Кают-компании" начинается со звука рынды. Трое лауреатов премии К. Паустовского — Анатолий Венгрук, Инна Ищук и Иван Рябухин отбили склянки судового колокола. В этот раз был презентован штурвал Морской библиотеки Одессы, специально изготовленный Александром Лесковым.


Заседание совпало с Всеукраинским Днем библиотек. Заведующая библиотекой Карина Апаринова поздравила всех участников с этим книжным праздником и прочитала отрывок из произведений К. Паустовского.

Приглашенный гость, экс-руководитель Черноморского яхт-клуба Натан Гонопольский, тоже начал свое выступление с Паустовского.

— Будучи мальчишкой, я ходил по улице Черноморская, которая потом называлась Гефта. И помню в разные времена дом, где висит мемориальная доска. Я заходил через парадную во дворик, где проводились мероприятия. Черпал там оптимизм, философский взгляд на жизнь, видел свет лампы, которую специально зажигали для этих собраний. Для меня Паустовский — один из выдающихся людей, который оказал влияние на формирование личности. В школе на лето нам выдавали список литературы. И в нем была повесть "Время больших ожиданий", к которой я возвращался много раз. Для меня она стала одним из краеугольных камней, на которых строилось мое мировоззрение. Эта удивительная книга очень точно описывает состояние здешних мест. Проходят года, происходят революции. И мы постоянно пребываем во времени больших ожиданий. Одесса — это город больших ожиданий, где рождаются выдающиеся люди. В моем понимании яхт-клуб — это место больших ожиданий, которые всегда были в этом городе. И достигались поколениями яхтсменов. И мы сейчас тоже на пороге больших ожиданий.

В Черноморском яхт-клубе всегда было у кого учиться. В яхт-клуб меня привел отец. Перед тем, как ступить на яхту "Дружба", мне сказали снять обувь. Я ступил на борт и заболел яхтингом.

Примером для меня навсегда стал Анатолий Верба. Он реализовал идеи, часто совершенно невыполнимые. На яхте ОВИМУ "Алмаз" дважды Верба выигрывал Кубок Балтийского моря. Он был одним из инициаторов участия в наиболее престижной кругосветной гонке Whitbread на яхте "Фазиси (Fazisi)" с алюминиевым корпусом, спроектированной в Ленинграде, построенной на судостроительной верфи в Поти.

В развитии яхтинга было заинтересовано ЧМП. В 1973 году в недостроенном яхт-клубе в Отраде была организована выставка польской компании, представлены образцы яхт. Приезжает начальник пароходства Алексей Данченко. Он смотрит на все это великолепие и посылает консультанта, чтобы "купить все!" — на деньги Черноморского пароходства.

Завкафедрой физвоспитания водного института Константин Прохорович едет в Министерство морского флота, пробивает финансирование на 13 лодок. С тех пор на яхтах водного института получили возможность ходить все, кто хотел заниматься парусным спортом.

С 2003 года уже я возглавлял яхт-клуб. Главной философией было, чтобы любой мальчишка, спустившись с Французского бульвара, имел возможность выйти в море. ЧМП уже разваливалось. Зато Одесский порт поддержал нас в начинании сделать яхт-клуб объектом социальной жизни и уголком благополучия. У нас было 187 лодок, социальные цены на стоянку. Все могли держать свои яхты. И я скажу, что в том же Стамбуле есть как дорогие места для яхт, так и доступные для всех. А в Голландии по рекам путешествуют бродяги-яхты. Ходить под парусом может каждый, выбирая свои возможности.

Яхтинг — неповторимая школа для моряков. Мы забирали мальчишек с пятого трамвая и через три недели привозили настоящих мужчин. В первую ночь в море приходит осознание, что есть деревянная лодка, ты и команда. И неважно, кто папа, кого ты знаешь, — подытожил Натан Гонопольский.

В этот раз кают-компанию посетил глава Тунисской диаспоры в Украине Тарек Алоуи. Он рассказал о Тунисе, где на курортах Средиземного моря построены великолепные марины. Яхтсмены приходят в Тунис увидеть древний Карфаген, римские памятники архитектуры, арабскую культуру и европейский сервис. Тарек сообщил, что Тунис заинтересован в сотрудничестве с Украиной в экономическом и культурном плане, открытии посольства в Украине и чартерных рейсов и, конечно, развитии яхтинга.

Вторым гостем кают-компании был Владимир Губанов. В его биографии семь лет работы начальником отдела рыбного хозяйства Одесской областной администрации, два года — первым заместителем начальника рыбоохраны и 10 лет — заместителем директора по науке в Днестровском природном парке. Он тоже оказался поклонником творчества писателя.

— Паустовский утверждал, что стал писателем благодаря морю. Но есть люди, которые стали рыбаками благодаря прекрасным рассказам Паустовского. Он описывал черноморскую рыбалку, скумбрию, барабулю.Сейчас скумбрии уже нет. Последнюю я поймал в 1968 году, — признается ученый. — Она ловится у берегов Турции, Болгарии. Причина ухода скумбрии из одесского региона в изменении качества воды и кормовой базы, исчезновении некоторых видов рачка. Когда в Одесском заливе шла зеленая вода с полосами, все знали, что пришла скумбрия, чирус — мелкая рыбка, большая качалка. Рыболовецкие сейнера смотрели, где рыбаки ловят на самодур, и шли туда. На флоте было 33 сейнера. Ловили тюльку, шпроты. Сейчас, к сожалению, все растащено, разворовано.

Украина на Черном море ловила 1 млн 200 тысяч тонн в год, а сейчас 110 тысяч тонн. В Катлабухе добывали до 65 тонн раков и 40 тонн рыбы. Особенно много раков было в водоемах рядом с сахарными заводами. На Кинбурнской косе строили хозяйство для разведения устриц. Сейчас оставшиеся там бетонные бассейны — печальное напоминание об этом проекте. В Керчи в НИИ исследовали полезные свойства мидий. А также разработали препарат Катрекс из катрана, который поднимает иммунитет. Все морские организмы — носители биологически активных веществ.

Сейчас у нас в Черном море ловится сарган, бычок, камбала, голыш. Обитают три вида креветки: крупная — живет в траве, каменная креветка помельче и дубовик — встречается на Бугазе. Она жесткая, закапывается в песок. Основной промысел креветки — в районе Скадовска и Кинбурнской косы. Раньше креветочники были одними из самых богатых рыбаков. 40 лет назад белорусы завезли длиннопалую креветку в Днестровский лиман. Она сегодня есть также в Кучурганском лимане, Днестре, Турунчуке.

В Вилково одно время интенсивно добывали лягушек. Огораживали территорию сетками, выкапывали яму, ставили фонарик с флажком. Лягушка прыгала в ямку, а обратно не могла выбраться. Лягушек поставляли во Францию. Но с установлением платы за природные ресурсы Министерством экологии поставки оказались нерентабельными. Вместо нас на европейский рынок входит Китай со своими лягушками, тростником и прочей продукцией. Китаю понадобилось 40 лет, чтобы перейти от планктона к спутникам. А у нас наоборот — за 30 лет мы пришли от спутников к планктону.

В то же время снижение активности промышленности привело к улучшению состояния моря. Появились морской конек, крабы. Есть морские коты — скаты с хвостом-иглой. Особенно их много на Кинбуре. На песке можно встретить морского скорпиона. Укус его очень болезненный. Много проблем доставляют вселенцы: гребневик, рапана. В 1947 году рапана съела всю устрицу на Кавказе. Она проникла в Одесский залив и прочно поселилась.

Интересно, что сегодня в сохранение и охрану нашей природы деньги вкладывают зарубежные структуры. Мы занимаемся восстановлением редких видов рыб. Надеюсь, что эти проекты в будущем будут поддержаны и нашим государством, — заключил Владимир Губанов.

В конце 30-го заседания его участники подняли тосты за лауреатов премии Паустовского, пожелав "Кают-компании" успешного плавания!


Материалы полосы подготовила Инна ИЩУК.

Фото автора.