Номер 29 (1518), 17.09.2020
Фото Михаила РЫБАКА
В год 90-летия заслуженного журналиста Украины, известного одесского фотомастера Михаила РЫБАКА мы продолжаем серию публикаций его работ, сохранившихся в нашем архиве. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию серию фотографий под условным названием Лица.
Такая долгая жизнь |
На работу |
Есть фотографы, предпочитающие портретную съемку в специально приспособленных павильонах или в живописных природных декорациях. Такие мастера тщательно выставляют свет и по сути режиссируют кадр, предлагая своим моделям принять тут или иную позу, изобразить эмоции или задумчивость. В итоге зачастую выходит что-то путное, но за мыслью автора теряется индивидуальность человека.
Совсем иной подход к съемке исповедовал Михаил Рыбак. Если герой его репортажа замирал в напряженной позе и с показной улыбкой, мастер даже не брал аппарат на изготовку. Просил человека заняться своим делом и не обращать на него, снимающего, внимания. Иногда приходилось убеждать людей не смотреть в объектив в ожидании, когда же вылетит оттуда птичка. Если удавалось отвлечь человека, переключить его внимание, то, как правило, снимок удавался.
Николай Огренич |
Академик Прокофий Фомич Гаркавый |
Держать всегда аппаратуру под руками и быть готовым в любой момент щелкнуть затвором — это и было творческим кредо Михаила Рыбака. Ему были интересны всякие персонажи. От всемирных знаменитостей до рядовых граждан и случайных прохожих. Согласитесь, что классический портрет — это не только лицо. Важны выражение глаз, эмоции, одежда, поза и еще множество мелочей, выражающих индивидуальность.
Посмотрите внимательно на представленную нами подборку фотографий. Здесь и одухотворенный знаменитый певец Николай Огренич, и выдающийся академик-селекционер Прокофий Гаркавый, погруженный в только ему ведомые размышления, и склонившийся над толстым фолиантом пожилой мужчина, усердно и не впервые читающий священную Тору. Вот сталевар с перепачканным лицом и веселыми глазами, явно довольный удачно выполненной работой. А вот два абсолютно лысых человека с суровыми выражениями на лицах, вызывающих при этом улыбку зрителей.
Как-то особенно тонко Михаил Рыбак чувствовал, улавливал и умел показать характеры пожилых людей. Посмотрите, как много смысла во взгляде старухи, которая многое помнит и о многом молчит. Как выразительна парочка дамы с собачкой, увлеченной чтением газеты. Или фигура старика в старомодном поношенном плаще: на открытии мемориала жертвам фашизма этот бывший узник гетто негромким голосом напоминает о пережитых его поколением ужасах, которые нельзя забыть...
Дама с собачкой |
Сталевар |
Помним! |
В архиве Михаила Рыбака сохранились сотни лиц людей. Некоторых мы легко узнаем. Другие почти безымянны. Они, как эта боевая работница метлы, остаются только на старых черно-белых фотографиях. Однако, именно такая галерея образов и составляет историю нашего города, страны, прошедшей эпохи, летописцем которой четыре десятилетия оставался Михаил Рыбак.
Аркадий РЫБАК.