Номер 19 (1508), 9.07.2020
Я с детства очень люблю футбол. Играть, смотреть. Когда в 1974 году мой отец, военнослужащий, получил назначение на новое место службы — в Одессу, и этот замечательный город стал для меня Родиной, понятно, что в тот же год я стал страстным поклонником "Черноморца".
Олег СУСЛОВ. Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО |
О, эти походы на стадион! Не хочется выглядеть занудой, но тогда домашние игры любимой команды действительно были праздником, на который ты бежал сломя голову. Особых душевных волнений добавляла необходимость искать лазы в заборе, когда билетов на очередной матч "Черноморца" было не достать. И, честно говоря, не вспомню, чтобы эта затея не удалась! Всеми возможными и доступными для нас, мальчишек, способами, но на стадион пробирались.
Впрочем, была еще одна причина, по которой я любил ходить на футбол. Еще в школе чувствовал рождающийся в душе журналистский зуд. В классе выпускал стенгазету, писал стихи, посылал свои заметки в "Комсомольскую искру".
И искренне завидовал фотожурналистам, которые освещали футбольные матчи. Это же надо, целых 90 минут находиться в двух шагах от твоих кумиров, видеть их, как говорится, крупным планом! А может, журналистам даже удавалось перекинуться с футболистами парочкой слов по-свойски до и после матчей, не говоря уже о пресс-конференциях. Вот везуха!
Забегая вперед, отмечу, что все мои попытки освоить фотодело успехом не увенчались. Но футбол я все равно стал смотреть теперь и через объектив фоторепортера. Ведь удачный кадр может зачастую сказать об игроке гораздо больше, чем пространное описание в газете или собственное впечатление от увиденного из какого-то 30-го ряда поверх могучих спин мужиков, сидящих перед тобой.
Вскоре я выделил одного такого фоторепортера. Уже на второй год жизни в Одессе мы стали выписывать "Вечерку". И там очень часто после футбольного матча появлялся репортаж с фотографиями Михаила Рыбака. Эту же фамилию я видел под снимками в сборниках, которые тогда выпускались перед началом очередного футбольного сезона. Однажды на матче всезнающий сосед указал на невысокого человека с громадной сумкой на плече и с фотоаппаратом на шее, который затаился за воротами противника — вот он, Михаил Рыбак, о котором ты спрашивал.
На фото Михаила РЫБАКА: А. Дорошенко на тренировке (слева) с А. Шепелем |
Поясню, почему мне понравились фотографии этого журналиста. Я тогда не знал и не знаю сейчас, занимался Михаил Рыбак каким-то спортом, в частности, футболом. Но, фотографируя матч, он каким-то образом умудрялся ухватить тот момент игрового эпизода, который максимально точно отражал или накал борьбы, или игроцкую суть конкретного футболиста. Это, наверное, и называется, журналистским мастерством — по внутреннему профессиональному выбору находить в незнакомом тебе явлении те детали, которые его лучше всего характеризуют.
Так вот, в 70-е годы — да и на все времена, пожалуй — самым любимым игроком "Черноморца" у меня был Анатолий Дорошенко. Болельщикам со стажем не нужно его представлять. И вот однажды в газете (а может и в сборнике — не помню) появляется фотография этого игрока. Ну что сказать? Я не понимаю, как Михаил Рыбак успел схватить суть движения Дорошенко. В этом снимке Анатолий Григорьевич весь: корпус развернут в одну сторону, голова — в другую, глаза, образно говоря, смотрят в третью, а ноги — подсаженные, как пружины, и чуть разведенные в коленях — готовы были отдать мяч в любую сторону. Не исключался, впрочем, и хлесткий удар по воротам.
Исключительную точность этой фотографии кумира удалось оценить намного позже, когда посчастливилось познакомиться с Анатолием Григорьевичем. Я и поиграл против него — ох, это было мучением, потому, что не знал, что он собирается вытворить в следующий игровой момент, и выходил вместе в одной команде с ним — тогда надо было не зевать, дабы не запороть момент, задуманный футбольным гением. И время от времени я вспоминал любимую фотографию, которую вырезал для альбома. Это ж каким надо было обладать чутьем фотографа, чтобы поймать мгновение, в котором отражалась вся футбольная философия Дорошенко.
Ну а с Михаилом Борисовичем познакомился, когда сам стал журналистом. Особенно часто мы общались в последние несколько лет жизни признанного мастера фотографии. Во второй половине 90-х выходила в очень хорошем полиграфическом качестве газета "Налоги и финансы". Выпускал ее сын Михаила Борисовича — Аркадий, а я был редактором. Очень часто рабочий день начинался с телефонного звонка мэтра фотодела. Даже чувствуя себя неважно, Михаил Борисович не утратил присущего всем настоящим журналистам любопытства. Он с "пристрастием" выспрашивал о том, чем занимается редакция, какими мы интересуемся темами и проблемами, предлагал свои, подсказывал, рассказывал случаи из своей богатой журналистской практики. За давностью лет не могу вспомнить какой-то конкретный разговор. Но мне всегда было интересно общаться с собеседником, который мог и подсказать, и выслушать, и на путь истинный наставить, ведь в тот момент мой журналистский стаж насчитывал чуть больше десяти лет.
А о любимой мною фотографии, сделанной Михаилом Рыбаком, вспомнил недавно. Так получилось, что с Анатолием Дорошенко, благодаря моему сыну и его внучке, мы крепко задружились. И вот недавно я напомнил Григорьевичу о снимке. И он вспомнил! Говорит — "это там, где я выгляжу так, будто в голове у меня десять игровых решений, и я сам не знаю, какое выбрать"? Отвечаю — именно!
Увы, Анатолий Григорьевич большую часть своего архива, посвященного активным годам жизни в футболе, не сохранил. И мой альбом с вырезками потерялся во времени. Знаю, что в свое время были варварски уничтожены негативы Михаила Рыбака — в том числе, бесценные сцены из футбольных баталий тех лет. Осталось одно — добросовестно перелистать "Вечерку" за 70-е годы — благо, все номера газеты сохранились — и проштудировать футбольные справочники.
Но я это сделаю обязательно. Очень хочется найти фотографию Михаила Рыбака, которая предугадала такой интересный поворот в моей жизни.
Олег СУСЛОВ.