Номер 13 (809), 07.04.2006
Наш читатели, наверное, помнят статью о ВАНЕ-ЧИСТИЛЬЩИКЕ, которая печаталась в "Порто-франко" прошлым летом. История безногого чистильщика обуви, азартного футбольного болельщика, снявшегося в фильме Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин", заинтересовала многих. Заинтересовала фигура Ивана Воробьева и швейцарского режиссера Хуго ШЕРА (ныне переехавшего в Одессу). В результате родился получасовой фильм о Ване-чистильщике, где кадры из бессмертного эйзенштейновского шедевра перемежаются современными эпизодами на Потемкинской лестнице, сценами у кинотеатра им. Горького (сейчас кафе "Жарю-парю"), интерактивным опросом одесситов и воспоминаниями об отце Галины Ивановны Воробьевой. Фильм был показан в кинотеатре "Маски".
И еще одну свою работу продемонстрировал в к/т "Маски" Хуго Шер в тот же вечер. Это короткометражная лента "ТРАМВАЙ № 5".
Последние годы в моду вошла литература, которую называют "потоком сознания". Фильм "Трамвай № 5" это кинопоток сознания. Пассажиры входят в трамвай, покидают его; вожатая, она же кондуктор, поругивает пассажиров, пешеходов, автомобилистов; вызывающая красотка кокетничает с подвыпившим аккордеонистом (ассоциального вида); и все это мешается со снами странной пассажирки, снами, которые ей навеяла большая морская раковина. Пассажирка эта та же Галина Ивановна Воробьева-Волковинская дочь Вани-чистильщика. Ее киносны родились из отнюдь не кинематографической реалии. Просто однокомнатная квартира Галины Ивановны это музей-сказка, собранный из морских сувениров. В интерьере этого музея и разворачиваются сны пассажирки трамвая № 5. Некая сюрреалистичность этих снов подчеркивается музыкой Кармеллы Цепколенко, создавшей саундтрек фильма. Вот так, "зацепившись" за сюжет об Иване Воробьеве и побывав в квартире Галины Ивановны, режиссер вдохновился на создание ленты о душе, существующей одновременно в мире грез и мечтаний и в грубых реалиях современной жизни.
В фильме снялись также Юлия Скарга, Елена Колесниченко и Аракел Семенов.
Е. К.