Номер 09 (754), 11.03.2005

ВАШИ СТАВКИ, ГОСПОДА!

Вопрос, о котором пойдет речь, касается более двух миллионов человек непосредственно и более пяти миллионов косвенно. Имеются в виду легальные субъекты предпринимательской деятельности и население, занятое в малом бизнесе, соответственно.

Дело в том, что принятый на 2005 год Закон "Про государственный бюджет Украины" оказывает негативное влияние на уже устоявшуюся систему упрощенного налогообложеиия. При почти повсеместном незначительном уменьшении ставок единого налога, предприниматели вынуждены будут выплачивать государству суммы в 2-3 раза превышающие те, которые они платили до сих пор.

Если раньше единый налог, взимаемый с предпринимателя, расщеплялся на две части, из которых одна поступала в бюджет, а вторая шла в Пенсионный фонд, то отныне вся сумма налога будет уходить в бюджет, а фонд государственного социального страхования (ФГСС) свою долю будет получать непосредственно от налогоплательщика. На заседании пресс-клуба "Порто-Франко", на котором о ситуации журналистам рассказали заместитель начальника отдела налогооблажения физических лиц ГНАУ в Одесской области В. Решетник и председатель представительства в Одесской области Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Украины В. Савчук, приводился такой пример. Единый налог частного таксиста составлял 70 грн. Сейчас помимо этого налога таксисту придется выплачивать в ФГСС еще 85 грн. Если к этому добавить обязательное страхования машины и пр., то каждый частный таксист вынужден будет ежемесячно "отстегнуть" не менее 400 грн. Если еще учесть немалые расходы на содержание машины в надлежащем виде (а без этого, если хочешь иметь клиентуру, не обойтись), то оказывается, что этот бизнес становится чуть ли не убыточным. Такое положение приведет к тому, что большинство предпринимателей предпочтет "уйти в тень". Ведь тех легальных предпринимателей, которые за собственный счет собственными силами создали свое дело и новые рабочие места и исправно платили 4 года единий налог, вряд ли устроит то положение, к которому приведет непродуманное изменение в законодательстве.

Даже до введения нынешнего новшества, по опросу, проведенному среди малых и средних предпринимателей Проектом БIЗПРО совместно с Американской Торговой Палатой в Украине, 45,7 % опрошенных считают условия ведения бизнеса неблагоприятными, и лишь 22,0 % абсолютно довольны условиями ведения бизнеса.

До сих пор желающих работать на едином налоге было 42065 предпринимателей, что составляло 33 % от общего числа (В 2003 г. всего в Украине было 236404 предпринимателя). За 2004 год они внесли в бюджет 25,4 млн грн (в 2003 г 24,3 млн грн). Можно представить какие будут потери, если часть предпринимателей вынуждена будет уйти в теневой бизнес.

Это тем более обидно, что за последние годы число вновь созданных предприятий превышало число самоликвидированных. И по числу предприятий малого и среднего бизнеса мы уже приближались к Германии. Нельзя забывать, что речь идет об основе независимого среднего класса, который нужно очень бережно взращивать, создавая ему хотя бы на ближайшие 4-5 лет условия стабильности.

Таким условием стабильности был гуманный единый налог. Кстати, как это ни парадоксально, для людей, работающих на предприятиях, налог оказывался более чувствительным, поскольку он высчитывался в виде определенного процента из твердого дохода. Предприниматель же платил конкретную ежемесячную сумму, имея при этом возможность теоретически неограниченно растущего дохода.

Такой откат назад – это плохая школа бизнеса. Тем более, что большинство нынешних бизнесменов таковыми по сути и духу не являются. Ведь многие занялись предпринимательством не в силу природных талантов и склонности, а лишь для того, чтобы прокормить семью.

Словом, проведение новых законодательных норм нельзя считать удачными для развития предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса в Украине.

Елена ГРИГОРЬЕВА.