Номер 31 (1424), 7.09.2018

ПОЕСТЬ, ПОСПАТЬ,
ПОЛУЧИТЬ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

Постепенно в нашу жизнь входит такое понятие, как медиаграмотность.

С одной стороны, в нашем обществе масса серьезнейших проблем - от маленьких пенсий до подорожания коммунальных услуг, - и какое дело людям до какой-то медиаграмотности? Но, как ни крути, в приходится признать, что медиа очень сильно влияют на быт, культуру человека, его политические, мировоззренческие взгляды. Можно привести массу примеров, когда люди попадались в ловушку медиаматериалов.

Так, в июле толпа зрителей собралась на Потёмкинской лестнице, чтобы посмотреть на фестиваль фейерверков, которого не было. А все дело в том, что год назад в этот день такой фестиваль действительно проходил, но в этом году он не планировался. Источником фейковой (придуманной) новости стал малоизвестный сайт, который сообщал об одесских событиях, а благодаря сарафанному радио аудитория постоянно расширялась.

Даже один этот пример демонстрирует, как одна новость с почти неизвестного ресурса может оказать влияние на поведение тысячи людей. Что же тогда происходит, когда таких новостей намного больше?!

Тоже из ряда фейков - информация, будто в Украине запретили спектакль "Анна Каренина" из-за русского языка. На самом же деле никому это в голову не приходило, просто Ольга Сумская, играющая главную роль, высказалась в том плане, что в Хмельницке руководство местного театра не хочет видеть на своей сцене спектакли на русском языке. Это было частное мнение актрисы, но оно разлетелось по всей стране.

Еще один показательный пример.

Долгое время муссировалась информация, будто в Украине Международный женский день 8 марта будет переименован в День борьбы за права женщин и перестанет быть выходным. На самом деле, в Верховной Раде только рассматривался этот законопроект, но все осталось на своих местах.

Так что если кто полагает, что всё в своей жизни решает самостоятельно, об этом можно забыть; вряд ли кто-то способен избежать влияния извне.

А теперь давайте разберёмся, что же такое медиаграмотность. Это развитая способность человека, которая отвечает за восприятие, создание, анализ и оценку информации (различных аудиовизуальных и печатных текстов), а также требует понимания процесса массовой коммуникации. Простыми словами - это обозначение того, насколько успешно человек может анализировать продукт СМИ, критично мыслить и определять, где правдивые сообщения, а где ложь. В условиях активного и мощного воздействия медиа на личность и общество чрезвычайно важно, чтобы люди понимали суть медиаграмотности, разбирались в этом явлении, что приходит в результате медиаобразования.

Медиаобразование - обеспечение знаний о том, как анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты, определять источники медиатекстов, их контекст, интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа. На данный момент не всем группам населения понятно, что от них требуют, но и делать вид, что их это не касается, не получится. Медиаобразование сейчас рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, кроме этого, оно должно быть доступным не только для школьников, а и для всех групп населения.

Сейчас в Украине проходит третий этап эксперимента по внедрению медиаграмотности в школьную программу, и уже в 2021 году этот предмет должен стать обязательным для изучения. Многие учебные заведения в Украине включают в школьную программу предмет "медиаграмотность". Но возникают проблемы с подготовкой учителей, так как не все педагоги ясно понимают, что собой являет этот предмет. Согласно опросам учителей в Одесской области, многие думают, что медиаграмотность - это умение выполнять задания с применением техники (снять ролик, сделать презентацию). Действительно, умение создавать информационный продукт полезно для школьников, но базовые понятия, которые необходимы для того, чтобы понять, как функционируют медиа, - это немного другое.

Бытует мнение среди педагогов, что медиаграмотность - это область информатики. Конечно, компьютерная грамотность очень важна, но она всего лишь одна из четырех главных составляющих медиаграмотности.

Так что прежде, чем внедрять новый предмет в школьную программу, нужно обеспечить качественную подготовку педагогов, тем более, что учебные программы по медиаграмотности для младших, средних и старших классов уже есть в открытом доступе. Кроме этого, нужно учитывать то, что медиаобразование не может преподаваться в рамках какого-то предмета - это отдельная сфера, которая требует специально обученного человека. Конечно, им может быть и учитель информатики, и учитель истории, главное, чтобы педагог был хорошо оснащен знаниями, которые нужны для преподавания предмета.

Важно понимать, что медиаобразование - это подготовка человека к жизни в условиях информационного общества. Кстати, журналисты вообще-то должны быть профессионалами в сфере медиаобразования, но обучение в университетах пока что не может дать им базу для этого. Хотя преподаватели факультетов журналистики уже проводят тренинги по медиаграмотности и понимают трудности данного процесса.

"Мы не можем ограничиться только одним курсом медиаобразования, - утверждает Светлана Бондарь, старший преподаватель факультета журналистики ОНУ имени Мечникова. - Даже если этот предмет несколько лет будет преподаваться в школе, этого недостаточно, потому что технологии меняются чрезвычайно быстро, так что умения и навыки надо обновлять постоянно. Человек должен учиться на протяжении всей жизни. Я провела уже близко тридцати тренингов по медиаграмотности, которые посетили больше тысячи слушателей. Самому старшему из тех, кто посетил мой тренинг, было 89 лет. Понятное дело, что знания надо закладывать ещё с раннего возраста, но человек, который придет голосовать на ближайшие выборы, - это взрослый человек. И мы должны говорить не только об образовании для школьников, студентов, но и для людей старшего возраста".

Отметим, что уже проводятся специальные тренинги от Академии Украинской прессы, "StopFake", "Детектор медиа", "Интерньюз-Украина". Их могут посетить все без возрастного ограничения.

Уже четыре года в нашей стране идёт агрессивная информационная война. И ждать, пока вступят в силу новые проекты, нельзя. Надо создавать региональные центры для анализа продуктов СМИ, внедрять разные проекты по медиаграмотности, а главное - самим людям осознать важность медиаобразования.

Елена ДЕНИСЮК.