Номер 27 (1222), 18.07.2014

КАК РАЗВИВАТЬ МОРСКИЕ АКВАТОРИИ

Примечательная встреча состоялась в Одесском морском торговом порт. За круглым столом по одну сторону от губернатора Игоря Палицы находились начальники морских портов, а по другую - представители местной власти: мэры городов и поселков. На этот раз вопрос заключался в том, как устранить препятствия, мешающие развитию морских предприятий. Обсуждение достигло высшей точки накала в разговоре о реформе, реализации Закона о морских портах, железнодорожных тарифах и привлечении инвесторов. Так были выявлены проблемы, которые настало время решать.


НУЖНА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ, ЖЕЛАНИЕ И УМНЫЕ МЫСЛИ

Перед началом выездного заседания глава Одесской обладминистрации Игорь Палица поделился впечатлениями от экскурсии по порту.

- Мы осмотрели потенциал и обсудив инвестиционные возможности и стратегию развития, - рассказал губернатор. - Мне очень понравилась команда, которая давала стратегически обоснованные решения. Я считаю, что Одесса имеет уникальный шанс создать портовую инфраструктуру наравне с мировыми портами. Политические события утихнут. И, как всегда случается после депрессивного настроения, начнется возрождение. Будет мощный экономический толчок. Для этого нужна политическая воля, желание и умные мысли. Все в наших руках.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ ЗАТЯНУЛОСЬ

Первый заместитель начальника Администрации морских портов Украины Юрий Васьков дал краткий анализ ситуации и путей решения по морским портам Одесской области:

- Украина владеет самым мощным потенциалом на Черном море. 60 % грузооборота морских портов Украины приходится на Одесскую область, где расположены 7 портов, с общей пропускной способностью 150 млн тонн. Сегодня порт - это географическое понятие, которое включает предприятия всех форм собственности. Причем, как показала практика, для развития морской грузоперевалки наиболее эффективным является частный бизнес. Если в 90-х годах государственная собственность морских портов составляла 100 %, то в 2008 году доля государства сократилась до 54 %. А сегодня - до 36 %. То есть 64 % собственности имеют частные стивидорные компании. Растет частный бизнес, создаются рабочие места. В то же время все еще присутствует проблема госпортов, инфраструктура которых изношена на 80 %, в них работают 20 тысяч человек.

- Наша задача помогать развиваться частному сектору, создавать условия для привлечения инвесторов, - подчеркнул Юрий Юрьевич. - С другой стороны, нужно правильно распорядиться существующей государственной инфраструктурой. Для этого был сделан первый шаг - реформа. В результате государственные порты были разделены на государственное стратегическое имущество, которое вошло в состав Администрации морских портов, объединив 18 портовых администраций, и государственные стивидорные компании, на балансе которых нет гидротехнических сооружений и акваторий, которые, по сути, являются площадкой для частного бизнеса. К сожалению, процесс привлечения частных инвесторов на государственные активы затянулся ввиду достаточно сложной нормативной базы. Чтобы решить эту проблему, с одной стороны, нужно упростить приход инвестора в порты и оптимизировать законодательство, которое позволит взять имущество в концессию, аренду. В то же время есть необходимость разрешить приватизацию некоторых стратегических объектов. Причем все государственное имущество в виде причалов, каналов, акваторий и других объектов не обсуждается с точки зрения формы собственности. Для решения этой проблемы разработан проект закона, который сегодня находится в Министерстве экономики Украины на согласовании.

Начальник Администрации Одесского порта Михаил Соколов уточнил, что проект Закона подразумевает внести в список объектов, подлежащих приватизации, складские территории, краны, площадки, судоверфи, которые не являются стратегическими. Это решит проблемы инвесторов, которые смогут приобрести то, что арендуют. И даст возможность решить земельные вопросы. В то же время это достаточно солидные поступления в бюджет, - подчеркнул специалист.


Почему нужны такие поправки к Закону о морских портах, пояснил Дмитрий Демидович, заместитель министра инфраструктуры:

- Украина теряет грузопоток, потому что государство пока не является эффективным менеджером, который сможет построить правильный бизнес-процесс. Нужно создать условия, чтобы инвестор мог на понятном законодательном поле построить свои инвестиционные проекты. Для этого нужен инструментарий, который пропишет возможности инвестирования. Сейчас приватизация запрещена, остаются аренда, концессия. Аренда - не очень удобный механизм для инвестиций порта, несет в себе массу ограничений. Концессия - это хороший инструмент, который является мировой практикой, используется в европейских странах. Но этот инструмент базовый и приемлем для крупного промышленного вертикально интегрированного инвестора. А для таких портов, как Измаил, Рени, есть инвестор, который может реализовать небольшой проект, например, создать зерновой терминал. При этом сталкивается с проблемой, каким образом он построит отношения в рамках государственно-частного партнерства. И новый законпроект поможет эти проблемы решить.

КОНТРОЛЬ ГРУЗОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ УПРОЩЕН

Еще один важный вопрос препятствия развитию портов - это несовершенство контроля грузов в портах.

- Мы не отвечаем европейской практике ни по качеству, ни по количеству работы с грузами на границе, - отметил Юрий Васьков. - Есть соответствующий пакет законодательных инициатив, которые смогут упростить контроль на границе. С одной стороны, это не позволит проходить контрабандным грузам, избежать нарушения таможенных правил. С другой стороны, даст возможность добропорядочным субъектам хозяйствования работать без задержек.

Еще одна проблема - достаточно слабое использование транзитного потенциала. Нужен более гибкий подход в политике ж/д тарифов для транзитных грузов, применение понижающих коэффициентов. А также исключение инструментариев порт- контроля.

ПОРТЫ - СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

На заседании было отмечено недостаточное количество инвестиционных экономических зон во всех портах Украины.

- В одесской области функционируют всего две экономические зоны: в Одесском морском порту и порту Рени, - сказал Юрий Васьков. - По нашему убеждению все морские порты требуют придания статуса экономических зон по принципу всех наших ближайших конкурентов. Везде в истории портов развитие происходило благодаря приданию специального статуса и инвестирования в ту или иную структуру.

Дмитрий Демидович привел пример порта Рени, где видна достаточно хорошая инвестиционная деятельность.

- Во время действия Закона об экономических зонах был создан понятный механизм, который позволял инвесторам реализовать свои проекты,- добавил чиновник. - В сегодняшних условиях важно подойти к вопросу о специальных экономических зонах, где все должно быть просто и ясно. Если мы уйдем от таких вопросов, как согласование проектов с Кабинетом Министров, с другими органами власти, заключая договор между министерством и инвестором, то всем будет понятно, что делать. Такой законопроект должен найти свое второе рождение.

ЧТО НУЖНО ОДЕССКИМ ПОРТАМ

- Сегодня в Одесской области основные вопросы развития для каждого из портов примерно идентичны - привлечение инвестора, проведение дноуглубительных работ и оптимизации ж/д тарифов. Это актуально для портов Южный, Рени, Измаила, Усть-Дунайска и других.

- Как никто требует государственной поддержки морской порт Ильичевск, - отметил Юрий Васьков. - В стивидорной компании работают 4700 человек. И нам нужно найти механизмы, как сохранить рабочие места и привлечь инвестиции. В Белгород- Днестровском порту аналогичная ситуация. Порт достаточно узкоспециализированный, более 90 % перевалки составляет лес- кругляк. Проблемным вопросом являются необходимость дноуглубительных работ на канале морской и лиманной части. Ренийский и Измаильский порты на Дунае нуждаются во внимании со стороны Укрзализницы, оптимизации тарифов, проведения дноуглубительных работ и развития государственно-частного партнерства. Для Усть-Дунайска необходимо определить стратегию дальнейшего функционирования порта и искать потенциальных инвесторов.

ПОРТЫ ПРОСЯТ ЛЬГОТУ

О ситуации в порту Ильичевск по итогам реформы рассказал мэр города Валерий Хмельнюк, который назвал Закон о морских портах красивой упаковкой с бессмысленным содержанием.

- Закон есть. Но приходит инвестор. И мы ничего не может сделать. Мы сделали проект с немецкой компанией, но приступить к его реализации не можем, нет земли. В законе о морских портах много пробелов. Остались вопросы по разделению имущества между стивидорной компанией и Администрацией порта. Нам нужно отремонтировать кран, поставить пожарную машину. А она находится на балансе администрации, которая естественно уже требует оплату. Надо пересмотреть в полном объеме распределение объектов. Большие проблемы с ж/д тарифами, которые завышены. Почему не сделать уравнивающий коэффициент тарифов для Ильичевского порта, убытки которого составляют 140 млн гривен. А зарплаты снизились до 3600 гривен.

Мэр Измаила тоже попросил помощи в пересмотре железнодорожных тарифов, от которых сильно зависит работа измаильского порта. В то же время Олег Кутателадзе, председатель ООО "ТИС", поставил вопрос о равных условиях для государственного и частного бизнеса. "ТИС" построил новую железнодорожную ветку для перевозки грузов, нашел взаимопонимание с железной дорогой.

Его поддержал Дмитрий Демидович, заметив, что успешность работы порта зависит не только от тарифов, но и от эффективности управления. Ильический порт, где работают 4 тысячи человек, перегружает 10 млн тонн в год, а компания "ТИС", где в два раза меньше сотрудников, - 20 млн тонн в год.

- В то же время Министерство инфраструктуры идет навстречу руководству Ильичевского порта, - отметил чиновник, - Проект по развитию 8-го склада уже набирает обороты. Только нужно принимать правильные решения, которые дадут импульс развитию порта.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ

Итогом заседания стало соглашение областной и городской власти со специалистами морехозяйственного комплекса о взаимодействии и совместном решении вопросов по развитию морских портов. Мэр Одессы напомнил о том, что хорошо было бы привлечь инвестора к полям орошения, осушив эту территорию для развития городской и портовой инфраструктуры.

- Закон о портах дал нам возможность развития, - отметил в заключении Дмитрий Демидович. - И у нас сейчас есть все условия этим воспользоваться!

В итоге беседы Игорь Палица обозначил срок три недели для экономического и юридического анализа, чтобы составить перечень конкретных предложений для придания им законодательной основы. Он предложил 10 % получаемой прибыли сохранять в пользовании громады. И эти средства могут быть направлены на развитие местной инфраструктуры.

Инна ИЩУК.