Номер 18 (711), 07.05.2004

ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА

Пятьдесят с небольшим лет назад по ходатайству Министерства культуры Украины Президиум Верховного Совета заключил "брачный" контракт между Одессой и Львовским театром оперетты. По контракту театр оперетты переходил на фамилию "супруга" и в дальнейшем начал называться Одесским театром музыкальной комедии. В марте 1954 года "брак" состоялся, и театр из Львова переехал в Одессу.

(Напоминаем, что этому, длящемуся уже полвека, "браку" сопутствовал— по инициативе Министерства обороны— переезд во Львов очень популярного в Одессе Театра Советской Армии, так что калым за невесту был дан изрядный).

Театр— это в первую очередь коллектив. А коллектив практически в полном составе переехал в Одессу. Более того, в него вошли несколько лучших актеров существовавшей до 1948 года Одесской оперетты. Среди них Дашевский и блистательная Главацкая. Еще одна прима, Быховская, осталась в театре педагогом. Пятьдесят лет большой срок. За это время практически сменился состав театра (Сейчас в него пришло много молодых актеров. Главным образом из Донецкого театрального училища, так как наша консерватория по большому счету игнорирует т.н. легкий жанр). Но работает еще Евгения Дембская, выходит в юбилейные дни Идалия Иванова, в чьем исполнении ария Тоси из "Белой акации" Дунаевского, стала символом города.

Не прерывает связи с театром Николай Удод. Не расстаются с театром бывшая балерина Познанская и гримеры Щербинина и Турчина. Уже 50 лет в театре— главный балетмейстер театра Игорь Дидурко.

Несмотря на несколько настораживающий номер приказа, по которому музкомедия стала законной одесситкой, а номер был 2 666, история Одесской оперетты— это славная история. В репертуаре прибывшего в Одессу театра были такие спектакли, как "Вольный ветер"— им театр открыл свой первый сезон в Южной Пальмире,— "Сильва", "Голубой гусар", "Свадебное путешествие", "Летучая мышь", "Фиалка Монмартра", "Холопка", "Морской узел". Для начала совсем немало. Но за 50 лет пребывания в Одессе театр поставил более 250 спектаклей. В разные годы можно назвать разные "гвозди" в репертуаре театра. Если взять последние десять лет, то это "Свадьба Кречинского" ("Игра, идет Игра") Колкера, это "Дон Сезар де Базан" Евгения Ульяновского и рок-опера "Ромео и Джульетта" Евгения Лапейко. Правда, два последних спектакля, музыка к которым написана одесситами, относятся уже к постановкам XXI века, так что разрыв между названными "гвоздями" вышел изрядный. Но в этот разрыв вписались многие не столь удачные, но в целом неплохие спектакли, и вошел целый ряд возобновленных постановок.

Подсчитано, что за 50 лет жизни в Одессе, театр принял более 16 миллионов зрителей. В это число не вошли зрители, пришедшие на приезжих гастролеров, но в него не вошли и зрители, посещавшие театр тогда, когда он сам гастролировал по стране, когда театр давал шефские спектакли и концерты, что, особенно в Советское время, очень широко практиковалось. От себя добавлю, что, возможно, в это число не вошли безбилетные гости театра, которых много на каждом спектакле.

Но дело не только в количестве принятых театром зрителей, хотя их число определяет популярность театра. Театр всегда был творческой лабораторией, не боялся новаторства. Как вспоминает народный артист Владимир Фролов, который в мае отпразднует 35 лет работы в театре (вообще-то, с театром он связан 40 лет, еще со студенчества), Одесский театр музкомедии был первым, который поставил замечательную трилогию об Одессе: "На рассвете", "Четверо с улицы Жанны", "У родного причала". (Добавлю от себя еще одно название— "Дарите любимым тюльпаны". Этот спектакль фактически был посвящен знаменитому одесскому детскому врачу и меломану, театралу Илье Ефимовичу Циклису). Кроме того, подчеркнул Фролов, Одесса, а не Москва, была первым городом, где ставились мюзиклы. И было это еще не один десяток лет назад. Режиссер театра Матвей Ошеровский, отдавший ему много лет и сформировавший фактически его художественное кредо, поставил такие мюзиклы, как "Цветок Миссисипи", "Человек из Ламанчи", "Мой безутешный брат", "Моя прекрасная леди"...

В последние 10 лет в репертуар театра вошли мюзиклы "Свадьба Кречинского", "Целуй меня, Кэт". К мюзиклу в джазовых ритмах можно отнести "Дон Сезар де Базан". И, безусловно, новаторством театра стали спектакли "Мышеловка" и "Ромео и Джульетта", рок-опера, получившая титул лучшего спектакля года.

Театр уже привык к сакраментальным числам— они ему не страшны. Поэтому празднества, связанные с юбилеем, театр начнет 13 мая. Начнет по традиции мемориальным спектаклем "Бал в честь короля", посвященным Михаилу Водяному. Дальше будут показаны спектакли "Веселая вдова", "Мышеловка", "Дон Сезар де Базан", "Ромео и Джульетта". 15 мая состоится юбилейный вечер народного артиста Украины Владимира Фролова, а 20 мая— главное событие праздника— "ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА С ОДЕССОЙ" (сценарий Яна Гельмана). Кроме того, в рамках юбилейных праздников состоится II конкурс артистов оперетты (напоминаем, I конкурс проходил в 1997 году, когда оперетта отмечала 50-летие своего рождения во Львове). Согласие на участие в конкурсе дали артисты из Харькова и Сум, и россияне из Магадана, Екатеринбурга, Петрозаводска и Новоуральска (артистка из этого города увезла с I конкурса первую премию). Жюри возглавит 83-летний Матвей Абрамович Ошеровский.

Праздник состоится под патронатом губернатора на спонсорские деньги.

К 51-му году своей жизни в Одессе и с одесситами театр готовит премьеру— "Кентервильское привидение".

Елена КОЛТУНОВА.