Номер 8 (1448), 7.03.2019
У названий самых популярных песен об Одессе - схожий акцент: "У Черного моря", "Одесский порт", "Ах, Одесса, жемчужина у моря", "Пахнет морем...", "Мы долго были в плаванье"...
А в официальном гимне города вообще ставится знак равенства: "Когда я пою... о море, зовущем в чужие края, ...пою о тебе я, Одесса моя..." И это не случайно. Море - и колыбель, и источник благополучия города, ибо морская отрасль "кормит" как минимум десятую часть одесситов. Одесский морской торговый порт (ОМТП) - одно из крупнейших предприятий региона, и - в значительной степени - связующее звено с Европой. Портовики и транспортники едва ли не первыми оценили значимость и перспективы Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС (где отдельно прописаны аспекты отношений в области морской политики), и уже пятый год исправно расширяют сотрудничество с Европейским Союзом, используя опыт и помощь стран ЕС.
ОДЕССКИЙ ТЕРМИНАЛ ВСЕХ В УКРАИНЕ ОБОГНАЛ
Дочернее предприятие "Контейнерный Терминал Одесса" (КТО) - крупнейшее в Украине в своем сегменте транспортной отрасли. Достаточно сказать, что ежегодные его отчисления в бюджеты различных уровней составляют около 150 млн грн. КТО входит в состав ведущего европейского логистического холдинга - немецкой компании HHLA AG со штаб-квартирой в Гамбурге, в силу чего широко использует опыт немецкого портостроительства, эксплуатации портов и транспортных коммуникаций. Благодаря этому удалось достаточно быстро ввести в строй терминал "Карантинный мол", после чего Одесский порт стал самым мощным по перевалке контейнерных грузов на Черном море.
- Первым делом мы оснастили терминал новейшим компьютерным оборудованием с соответствующим программным обеспечением, - вспоминает Клаус Шмекер, стоявший у истоков сотрудничества одесситов с немецкой компанией. - Перед тем пришлось провести большую работу, чтобы адаптировать наши программы к таможенным и другим украинским стандартам.
Это был первый шаг, за которым последовали другие. Поставка ричстакеров (погрузчики для работы с контейнерами всех типов) позволила ввести в эксплуатацию современную рефрижераторную площадку и другое нужное оборудование. Постепенно изменялась и система переработки контейнеров. Вскоре уже и ричстакеры заменили на тыловые контейнерные перегружатели на пневмоходу (RTG), оснащенные компьютерным оборудованием с системой позиционирования GPS. Это позволило существенно ускорить обработку контейнеров, сократить случаи их повреждения, намного рациональнее стали использоваться имеющиеся складские площади.
После чего немецкие и украинские специалисты замахнулись на мощнейший проект - создать по европейским "лекалам" контейнерный терминал "Карантинный мол" мощностью 600 тысяч TEU (это условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). На реализацию такого амбициозного проекта, доселе в Украине невиданного, было выделено 600 миллионов долларов - на условиях государственно-частного партнерства; также уникальная сумма для украинской морской отрасли. (Подчеркнем, что такой подход вытекает из Статьи 412-b "Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, где предусмотрены "обмен информацией и лучшими практиками относительно возможностей финансирования проектов, в том числе государственно-частное партнерство").
На эти деньги провели такие работы, как искусственный намыв территории площадью 19,3 га, сооружение двух причалов общей длиной 650 метров с глубинами у кордона 15 метров и защитных сооружений длиной 900 метров.
10 сентября 2014 года терминал "Карантинный мол" принял первое судно - MSC Eloise. А через три года уже около 40 % всех грузопотоков порта были обработаны на причалах нового терминала.
Первым "пятитысячник" в Одесский порт завела судоходная линия ZIM Integrated Shipping Services.
- В последнее время компания ZIM расширяет свой бизнес в Украине, показывая тем самым, что ее руководство верит в стабилизацию экономики нашей страны, а также нашу надежность как партнера и перспективы развития Одесского порта, - отмечает гендиректор КТО Анастас Коккин. - Мы считаем, что получили от ZIM признание: наш сервис близок к европейскому уровню. Ведь клиенты приходят туда, где созданы комфортные условия работы, вкладываются инвестиции в развитие инфраструктуры, словом, видны действия на перспективу.
Предприятие КТО быстро стало признанным лидером на отечественном контейнерном рынке, причем это лидерство не только по объему грузопотоков, но и по интенсивности обработки судов. В зависимости от конфигурации судна и грузового планирования, операторы трех перегружателей на новом причале "Карантинного мола" могут выполнять до 90 движений в час. Современное оборудование позволяет обрабатывать суда типа BosphorMax, которые могут пройти через Босфор. Судозаходы крупных контейнеровозов позволяют КТО значительно увеличивать объем перевалки контейнеров.
В то же время в Одесском порту постоянно ведется работа по внедрению европейских процедур и технологий обслуживания судов. Так, в ОМТП впервые в Украине была применена т. н. "свободная практика", при которой обработку судна начинают сразу же после его швартовки к причалу, еще до проведения контролирующими органами всех необходимых операций.
Способствуют успешной работе портовиков и правительственные решения, вытекающие из обязательств, взятых на себя Украиной в Соглашении об ассоциации. Так, в июле 2015 года вступили в силу постановления Кабинета Министров относительно дерегуляции в морских портах. Были отменены комиссионный контроль на борту судов, процедура обязательного контроля изолированного балласта, введен автоматизированный радиологический контроль грузов, электронный документооборот в портах и т. п. Без жестких "указаний свыше" работать стало проще, решения принимаются оперативнее, да и с большим знанием дела; на местах, что не говорите, виднее.
КАК ЛИКВИДИРОВАТЬ "БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛЫШКО"
Бизнес на контейнерных перевозках мог бы приносить еще большие доходы (следовательно, и пополнять бюджетную "копилку"), если бы не "бутылочное горлышко" на железнодорожной станции Одесса-Порт. (Это выражение используется для описания самого узкого места в системе, которое ограничивает перемещение чего-либо; по аналогии с горловиной бутылки, узость которой не позволяет вылить или высыпать всё её содержимое сразу, даже если бутылку перевернуть. В русском языке в схожем смысле употребляют словосочетание "узкое место").
Сейчас перерабатывающая способность портовых терминалов в два раза превышает пропускную способность этой станции. Для решения проблемы одесситы прибегли к содействию европейских партнеров. (Опять-таки в полном соответствии со Статьей 412 - а Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, где предусмотрены "обмен информацией, лучшими практиками, опытом и передача морского "ноу-хау", в частности инновационные технологии в морской отрасли").
Решить проблему "бутылочного горлышка" станции Одесса-Порт украинским коллегам помогают эксперты компании DB Engineering & Consulting GmbH, которая входит в Deutsche Bahn AG.
- Одесская железная дорога по инициативе администрации Одесского порта уже заказала исследовательскую работу по данной проблеме в специализированном научном учреждении железнодорожного транспорта, - говорит начальник администрации ОМТП Игорь Ткачук. - Кроме того, у Одесского филиала Администрации морских портов Украины (АМПУ) есть собственное видение перспектив развития железнодорожной инфраструктуры предприятия, функционирования системы диспетчеризации железнодорожных операций. Параллельное же исследование наших немецких партнеров позволит сравнить несколько проектов, которые, как мы убеждены, дополнят и обогатят друг друга. И уже на базе анализа нескольких точек зрения будет выработана оптимальная стратегия развития станции Одесса-Порт для принятия конкретных решений на уровне АМПУ, "Укрзализныци" и профильного министерства.
Представитель немецкой компании Матиас Сейферт пояснил нам, что работа экспертов Deutsche Bahn проводится в несколько этапов. Первый этап - изучение железнодорожной инфраструктуры порта и технологии внутрипортовых операций с учетом объемов, номенклатуры, сезонных факторов, существующей модели координации работы порта, дороги, стивидорных компаний. Далее эксперты планируют выработать "дорожную карту" повышения эффективности работы железнодорожной инфраструктуры порта и взаимодействия портовых властей с администрацией железной дороги.
- Наши рекомендации должны указать пути повышения пропускной способности порта, - рассказывает Матиас Сейферт. - Я хочу подчеркнуть, что при подготовке выводов мы будем пользоваться также наработками местных специалистов. Мы стараемся исходить из реальной ситуации, заранее определив, что воздержимся от супердорогих проектов. Наши рекомендации будут реалистичными, но вместе с тем такими, что смогут достаточно быстро принести нужный результат.
ГОЛЛАНДСКИЙ "ДЕБЮТ-2019"
В прошлом году АМПУ и ОМТП начали особенно интенсивно сотрудничать еще с одной европейской державой - Нидерландами. Голландцы издавна славятся как "морская нация" и по сей день вносят значительный вклад в развитие портовых технологий. Например, Голландия была одним из первых государств, где внедрен принцип "единого окна" в портовой сфере, что значительно сокращает время оформления груза. Этот принцип внедряют и украинские портовики, о чем наша газета уже писала.
Прошлогоднее начало активной фазы сотрудничества с голландскими коллегами получило развитие в этом году - в форме тренинга, который провели эксперты ведущей консалтинговой компании MTBS (Maritime & Transport Business Solutions) при поддержке Посольства Королевства Нидерландов. В ходе четырехдневного интенсива, как рассказала нам Ольга Кузьмина, начальник отдела кадров АМПУ, более 70 специалистов Администрации и филиалов портов Украины знакомились с передовыми решениями в таких областях, как управление финансами, формирование тарифов, правила взимания и использования портовых сборов. Особый интерес у наших участников, а также оживленную дискуссию вызвала тема морского "единого окна". Точнее, то, как оно действует в Европе и какие особенности имеются в Украине.
MTBS считается одним из ведущих мировых поставщиков решений для морского бизнеса. В течение многих лет компания следит за развитием ситуаций в портах мира, анализирует региональные особенности. В MTBS держат в поле зрения также украинские порты, в чем убедились отечественные участники тренинга.
Все те, кого мы просили поделиться впечатлениями от тренинга, в один голос подчеркивали: обсуждение теоретических моментов быстро переходило в рассмотрение реальных кейсов и практики реализации разных проектов, где каждый мог высказать критические замечания, внести свои предложения.
Этот аспект особо отметил и заместитель председателя экономического отдела Посольства Королевства Нидерландов в Украине Джейхун Остовар.
- Интерактивная форма тренинга сделала общение более живым и полезным, - считает он. - Сотрудничество Украины и Нидерландов в транспортной сфере, особенно морской, в последние годы заметно усилилось. Так, в 2017 году мы организовывали визит экспертов АМПУ в Голландию, чтобы они смогли ознакомиться с работой портовой сферы и новациями. Нидерландами и Украиной запущена совместная инициатива развития Днепра, цель которой - привлечь голландский бизнес, научный потенциал и опыт, который накоплен в сфере логистики и транспортировки, чтобы улучшить ситуацию в вашей стране. И тот учебный проект, о котором мы с вами говорим, осуществлен благодаря технической и организационной поддержке Правительства Королевства Нидерландов. Я считаю, что это еще одна ступенька в развитии отношений между Украиной и Нидерландами в сфере логистики морского транспорта.
Эксперт MTBS Виллем Хендрик Слендебрук считает: портовая отрасль Украины находится в такой стадии, что способна реализовать лучшие наработки европейских стран. В частности, по мнению голландского эксперта, важным фактором инвестиционной привлекательности предприятий морской отрасли Украины может стать внедрение концессионных механизмов. Пилотные проекты концессий реализуются в Херсонском порту и в порту "Ольвия". Тут одним из основных компонентов является государственно-частное партнерство.
- Каждая страна - уникальна, и в Украине должна быть своя конфигурация законодательства по теме такого партнерства, - говорит Виллем Хендрик Слендебрук. - Законопроект о концессии уже прошел первое чтение в Украинском парламенте, нужно, чтобы депутаты сделали следующий шаг. А Голландия, в свою очередь, готова поделиться знаниями и опытом.
Эту тему развивает Райан Корнелисс, другой эксперт MTBS. С его точки зрения, привлечь инвестиций в портовую отрасль больше шансов у частного бизнеса, который лучше знает конъюнктуру рынка и более эффективно управляет активами. И государство от правильно выстроенного сотрудничества может получить большой общеэкономический эффект.
ЦИФРЫ - ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ
Свежие данные января 2019 г., предоставленные АМПУ, свидетельствуют о том, что морские порты более чем на треть (34,4 %) увеличили грузооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Перевалка экспортных контейнеров выросла на 36,6 %, транзитных - на 92,7 %. При этом на долю ОМТП приходится 62,2 % совокупного контейнерооборота морских портов Украины, "Южный" перевалил 24,3 %, "Черноморск" (13,5 %) и специализированный морской порт "Ольвия" (около 1 %).
Одесский порт увеличил контейнерооборот на 15,9 %; перевалка экспортных контейнеров выросла на 29,6 %, транзитных - на 37,2 %.
Порт "Южный" нарастил контейнерооброт в 3,5 раза; в том числе перевалка импортных контейнеров выросла в 2,9 раза, экспортных - в 3,9 раза, транзитных - в 12,4 раза.
По данным АМПУ, переработка контейнеров в весовом выражении выросла на 36,9 %, в количественном - на 33,4 %.
Эти показатели - самое веское доказательство эффективности реформирования морской транспортной системы Украины в соответствие с директивами Соглашения об ассоциации.
Подготовили Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК, Наталья КРАВЧУК.