Номер 1 (1098), 13.01.2012

БЕЗ ПУШКИНА...

В самый последний день минувшего года ушел из жизни Владимир Михайлович Наумцев - заслуженный артист Украины, четверть века возглавлявший Одесский театр юного зрителя.

Тридцать лет назад на экраны вышел фильм "Сто первый", поставленный на нашей киностудии Вадимом Костроменко. В нем рассказывалась история мальчика, который стал во время войны воспитанником взвода разведки, а потом добился, чтобы его зачислили в уже сформированную роту суворовского училища. Картина была тепло принята зрителями, но лишь очень немногие знали, что в основе фабулы лежит биография одного из авторов сценария - известного актера Русского театра Владимира Наумцева. Он действительно был сыном полка, потом стал суворовцем, а в конце концов верх взяла страсть к актерству. Окончив в Москве Театральное училище им. Щепкина (при Малом театре), В. Наумцев год проработал в Свердловском ТЮЗе, потом играл в Перми (города театральные!), пока не обосновался в Одесском русском драмтеатре.

Он попал туда в период расцвета этого театра, которым жесткой (по праву таланта) рукой правил незабвенный Владимир Бортко. (Для тех, кому ближе кинематограф, - отец постановщика "Собачьего сердца", "Мастера и Маргариты", "Тараса Бульбы"). Труппа была отменная, едва ли не самая сильная за всю историю этого театра; чего стоила одна легендарная Лия Исааковна Бугова! И вот в этом-то коллективе новичок быстро выдвинулся на первый план. Здесь он создал свою самую знаменитую роль - Пушкина в спектакле "Всего тринадцать месяцев" (по пьесе одесского актера Юрия Дынова), которая сразу стала одной из театральных легенд нашего города. Эту пьесу ставили в разных театрах Союза, даже в знаменитом им. Ленсовета, но, по мнению критиков, никто не сумел воплотить образ великого поэта ярче, чем это сделал В. Наумцев. А затем была, может, лучшая роль артиста - Федор Иоаннович. В 1976 году эту роль в спектакле нашего театра гастрольно сыграл Иннокентий Смоктуновский, так вот, должен заметить, что знаменитый столичный артист не произвел более сильного впечатления, чем его одесский коллега.

Но в 1986-м В. Наумцев почему-то оставил актерскую стезю, решив заняться режиссурой в ТЮЗе. Трудно сказать, чем было вызвано это решение; скорее всего, отсутствием достойных ролей и качественной режиссуры. И на сцену он выходил только, чтобы принять поздравления после очередной премьеры своего спектакля. Для нашего театра, не столь уж богатого яркими талантами, это была несомненная потеря, однако, как писал поэт: "каждый выбирает для себя:".

Но в истории одесского театра (беру на себя смелость предвидения) Владимир Наумцев навсегда останется прежде всего Пушкиным - стремительным, живым, одновременно патетичным и ироничным, словом, таким, каким бы его (я почему-то в этом уверен) одобрил бы и сам гениальный прототип. А это, согласитесь, совсем немало для искусства, которое творится здесь и сейчас.

Александр ГАЛЯС.