Номер 04 (594), 25.01.2002

А УЧАТ ПО СТАРИНКЕ

Новые условия жизни, так непохожие на советские, требуют от высших учебных заведений готовить специалистов, которые отличались бы от советских инженеров и экономистов. Это требование предполагает качественные изменения в процессе обучения. Но так ли уж сильно изменились методы и формы учебы в вузах? Соцопросы студентов показывают, что многое, увы, делается по старинке.

Если собрать воедино данные нескольких известных нам опросов одесских студентов, то картина выглядит следующим образом.

Традиционные формы обучения – слушание лекции, написание рефератов и т.п. – остаются и по сей день преобладающими: в качестве основных они были названы 80 % опрошенных. А вот о проблемных лекциях имеет реальное представление менее одной пятой студентов, не говоря уже о деловых играх, тренингах, анализах ситуаций и проч. Эти формы знакомы только лишь каждому восьмому студенту. Столь же явно преобладание старых методов контроля – опрос на семинарах (80 %), написание контрольных работ (46 %). Рейтинговая или модульная система, при которой студенты постоянно сдают минизачеты, что позволяет им при достижении определенных оценок получить право не сдавать экзамены, знакома только одной пятой опрошенных. Практикумы как форма контроля знаний применяется лишь у 12 %. А о таких активных формах, как дискуссии, компьютерное тестирование, имеют представление буквально единицы.

Стоит ли удивляться, что большинство студентов выходит из стен вуза с дипломом, но без достаточных знаний, а главное, не имея практических навыков. А мы говорим – рынок!

Константин РИТИКОВ.