Номер 47 (1487), 12.12.2019
В конце ноября прошли общественные слушания, на которых обсуждалось внедрение в общественном транспорте "электронного билета", без наличной оплаты. Этот вопрос поднимался еще в начале 2000-х, во времена Руслана Боделана, но вызвал негативную реакцию населения и вскоре "заглох". Сейчас он поднят вновь, хотя также сталкивается с неприятием.
Так, на первых общественных слушаниях (а провести таковые надо согласно закону) участники выступили против пункта о едином операторе, полагая, что речь идет о монополии. На сей раз власти подготовились лучше, и все присутствовавшие (а их было более 70) проект поддержали.
Тем не менее стоит прислушаться к мнению активного противника предложенного властями проекта, экс-депутата облсовета Петра Обухова.
"Во-первых, я за внедрение электронного билета в Одессе. Это удобно, не нужно носить с собой наличку, водители не будут отвлекаться на взимание денег с пассажиров, мы наконец-то будем детально знать, сколько людей ездит на каждом маршруте в каждый час недели. Это поможет оптимизировать маршруты. Наконец-то посчитаем всех льготников и проще будет монетизировать льготы.
Два года назад мэрия провела конкурс на поиск "инвестора", который установит за свой счёт оборудование во всех трамваях, троллейбусах и маршрутках, произведёт карточки, установит аппараты по их пополнению. Такой конкурс прошел, и на нём был всего один участник, который неожиданно для всех победил. Это одесская компания "ГЕРЦ", которая уже много лет занимается коммунальными платежами в Одессе и получает свою комиссию. "ГЕРЦ" предложил устроить электронный билет за скромную комиссию в 8,75 % от цены каждого билета. В целом на оборудование в Одессе нужно около 5–7 миллионов евро. Рынок пассажирских перевозок — около 1 миллиарда гривен (около 37 миллионов евро) в год.
Договор заключается эксклюзивно (то есть, разорвать его не получится) на 12 лет. Вот и считайте. Ребята окупят инвестиции в первый год-два и дальше будет стабильный доход. В Харькове на аналогичном конкурсе победитель предложил сделать всё за 6 %. Но дело даже не в высокой комиссии.
Я изучил договор, который предлагается заключить горсовету. В этом договоре "инвестор" предлагает городу на первом этапе определить пассажиропоток на каждом маршруте. А дальше поделить все маршруты на два вида. В "социальных" маршрутах, где пассажиров мало, оставить просто сбор комиссии с каждого билета и передачу её перевозчикам (горэлектротрансу и владельцам маршруток), а в "популярных" предлагается определить фиксированный тариф на один рейс (поездку трамвая или маршрутки от конечной до конечной) и платить её перевозчику независимо от числа пассажиров. В этом режиме маршруткам не будет смысла устраивать гонки, подбирать пассажиров на каждом углу, а только следовать графику движения.
Это круто. Но! Получается, что на "популярных" маршрутах "инвестор" электронного билета будет получать больше, чем 8,75 % с билета. Они продадут билеты, соберут свою комиссию, заплатят перевозчикам фиксированную стоимость за каждый рейс, и еще останется. Куда идут эти остатки, в договоре не говорится. Поэтому я призываю депутатов горсовета не голосовать за утверждение этого договора, когда его вынесут на сессию...
А вообще, по-хорошему, конкурс надо провести заново без дискриминационных требований, чтобы были участники из других городов и стран тоже. И ни в коем случае победитель не должен распоряжаться деньгами перевозчиков. Он должен собирать свою комиссию за каждый билет и тут же отправлять деньги перевозчику. А уже если и останутся какие-то остатки, то ими должна распоряжаться мэрия. Например, дотировать за их счет "социальные" маршруты".
От редакции. А какое ваше мнение, уважаемые читатели?