Номер 46 (842), 24.11.2006
Наметившаяся в стране нездоровая тенденция к росту цен во всех сферах обеспечения жизнедеятельности населения вызывает негативную реакцию у подавляющего большинства граждан Украины, в том числе и одесситов. Часто-густо аналитические умозаключения чиновников от власти, пытающихся научно обосновать непопулярность предпринимаемых ими шагов, сопровождаются лишь пессимистическими репликами обывателей, ежедневно сталкивающихся на практике с иными реалиями повседневности.
Так, попытки увеличить тарифы на проезд в маршрутках ограничились лишь созданием видимости ужесточения контроля за доходами транспортных предприятий и их персонала: теперь у водителей на видных местах лежат билеты, якобы выдаваемые гражданам за пользование их услугами. Однако пассажирские перевозки в городе как были, так и продолжают оставаться вне жёсткого контроля со стороны властей, что создаёт условия для широкомасштабных нарушений в сфере налогообложения, ухода денежных средств "в тень". Мало кто из одесситов может сказать, что он был свидетелем работы контролёров на маршрутах городского транспорта. А как известно, бесконтрольность порождает злоупотребления, убытки, которые, в конечном итоге, возмещаются за счёт тех же законопослушных обывателей. Чиновники от транспорта лишь разводят руками, дескать Одесса город специфический. Но ведь у нас в стране все населённые пункты имеют свои особенности, то есть специфичность, и тем не менее все должны жить по единым правилам и законам, действующим в государстве.
Лет пять назад с проблемами, аналогичными одесским, столкнулись и городские власти г. Черновцы. Мэрия стала перед дилеммой: или периодически повышать тарифы за проезд в маршрутках, или установить жёсткий финансово-административный контроль за деятельностью этого вида городского транспорта. После непродолжительных, но конструктивных дебатов был избран второй путь. Не углубляясь в организационные тонкости реализации принятого решения, можно констатировать, что оно оказалось эффективным. Тендер на пассажирские перевозки в режиме маршрутного такси выиграло общество с ограниченной ответственностью "Тарас-2001". Вскоре черновчане увидели на дорогах как новые, так и прошедшие капитальный ремонт микроавтобусы, управляемые водителями, имеющими безупречный внешний вид, чему способствовала удачно подобранная форменная одежда, проявляющими вежливость и доброжелательность к пассажирам. Сразу же было введено правило: право на проезд подтверждается лишь проездным билетом, выдаваемым водителем при посадке пассажира в транспортное средство. Контроль за выполнением данного требования возлагается как на бригады контролёров, так и на водителей. Последние несут административную ответственность за безбилетный проезд пассажиров, вплоть до увольнения с работы, лишь в случае умышленной невыдачи проездных документов, что оформляется актом с подписями свидетелей.
Результат не заставил себя долго ждать. В итоге городская казна получила существенный источник дохода, население стало пользоваться надёжным видом транспорта, постоянно обновляемого новыми моделями микроавтобусов, а проездные документы являются неотъемлемым атрибутом цивилизованного образа жизни черновчан. Чуть позже по такой же методике начали заниматься пассажирскими перевозками в режиме маршрутного такси ООО "Тарас-2002", ООО "Черновцы", Черновицкое автотранспортное предприятие... Оказывается, проблема решается, если она умело организована и создан эффективный механизм контроля за исполнением принятых постановлений.
Владимир БЕССМЕРТНЫЙ.