Номер 45 (1041), 19.11.2010

ПАМЯТНИК НЕРОЖДЕННОМУ ФИЛЬМУ

Галина Яковлевна Лазарева, бывший парторг и главный редактор Одесской киностудии, продолжила работу над воссозданием студийной "истории в портретах" выпуском поистине блистательной и уникальной книги "Княжна Мери". Творческий выкидыш", презентация которой прошла в Литературном музее. Уникальность этой работе придает уже сама тема - книга рассказывает о том, как Кира Муратова НЕ СНЯЛА свою версию знаменитой повести Михаила Лермонтова.

Практически все 400 страниц этого издания занимают документы - сценарии, обсуждения, стенограммы заседаний парткома, дирекции, редакционной коллегии киностудии, приказы, отзывы и даже бухгалтерские отчеты. Казалось бы, скука смертная. Но собранные вместе, ретроспективно, эти материалы превращаются в документальную драму потрясающей силы. Более того, на мой взгляд, книга Г. Лазаревой - практически готовое сценическое представление (вот только кто бы взялся его воплотить?!).

Немного истории.

В 1975 году Кира Муратова, попавшая за несколько лет до этого в опалу из-за "Долгих проводов", подала заявку на съемку фильма "Княжна Мери". Заявка была принята, сценарий обсужден, замечания высказаны и даже учтены режиссером (это видно, если сравнивать помещенные в книге литературный и режиссерский сценарии), и 20 мая 1975 г. фильм был запущен в производство. Но ровно через три месяца, 20 августа, приказом Госкино УССР работа над картиной была прекращена, а потраченные 47 тысяч рублей списаны в убытки студии. Что произошло в этот короткий период? Наша газета собирается посвятить этой теме отдельный материал, поскольку тираж книги - 1000 экземпляров - автоматически делает ее доступной сравнительно небольшому кругу читателей.

Пока же надо отметить феноменальную работу автора книги, отыскавшей в архивах (в т. ч. личных) все эти документы, вплоть до эскизов костюмов легендарного Рустама Хамдамова. А как интересно рассматривать фотопробы к картине, где можно увидеть, в числе прочих, и уже популярных в ту пору В. Высоцкого, Н. Волкова, С. Говорухина, и совсем юных Л. Ярмольника, К. Райкина, Л. Удовиченко, Б. Галкина, и молодую актрису Ирину Гюрову, вскоре прославившуюся под фамилией Алферова... Прекрасное дополнение - словарь терминов и персоналии. Одним словом, если подытожить, то можно смело сказать, что нерожденному детищу Киры Муратовой поставлен такой литературный памятник, которого, как ни странно, не удостоился ни один из ее знаменитых фильмов.

Александр ГАЛЯС.