Номер 26 (719), 02.07.2004

СТАНЕТ ЛИ НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ?

Актуальный семинар провело управление информации Одесского городского совета. Под руководством ведущих специалистов Киевского научно-исследовательского центра Национальной Академии налоговой службы Украины – начальника отдела проведения экономико-правовых экспертиз Татьяны Коляды и заместителя начальника отдела по проблемам налоговых расследований Григория Усатого – были изучены и обсуждены на последующем "круглом столе" две темы: "Налоговая амнистия: PR-акция или реальность" и "Освещение в СМИ проблем легализации (отмывания) денег".

О необходимости детенизации украинской экономики активно заговорили после того, как наша страна попала в "черный" список FATF. Но Украина с ее экономическими и социально-политическими условиями, особенностями проявления теневой экономики нуждается в выработке собственной концепции организации этого сложного и многоуровневого процесса. Легализация теневых доходов, или налоговая амнистия, как ее называют во многих странах, – один из путей решения этой злободневной проблемы.

В дискуссии приняли участие представители ГНА в Одесской области, Специализированной ГНИ по работе с крупными плательщиками налогов, районных налоговых инспекций, Ассоциации налогоплательщиков, журналисты ряда городских СМИ и студенты-социологи из Одесского национального университета. Как оказалось, тема налоговой амнистии имеет множество аспектов – от экономико-правовых и финансовых до нравственно-этических. И здесь неоценимую помощь может оказать мировой опыт создания эффективного механизма детенизации.

Выяснилось, что не всегда обязательным условием легализации доходов является перечисление задекларированных средств на счета в отечественных банках. В Бельгии, например, при амнистии в 2004 г. достаточным условием была декларация средств и уплата налогов, а в Турции (амнистия 1998 г.) необходимым условием легализации денег в иностранной валюте было внесение их в турецкий банк сроком только на одни сутки. Кстати, опыт Аргентины (1987), Франции (1982), Индии (1997) подтверждает и неэффективность легализации капитала, который находится за рубежом, по сравнениею с амнистией доходов, скрытых внутри страны.

Перечень объектов и субъектов легализации, сроки ее проведения, конкретный механизм, государственные гарантии для участников – все это еще предстоит утвердить в Украине. Проект Закона Украины "О легализации доходов физических лиц, с которых не уплачены налоги, сборы (обязательные платежи) в бюджет и государственные целевые фонды" вынесен на обсуждение. Семинар и "круглый стол", так вовремя организованные управлением информации Одесского горсовета, подтвердили большую заинтересованность различных общественных слоев и организаций нашего города в его скорейшем принятии.

Елена МАРЦЕНЮК.