Номер 18 (711), 07.05.2004

БОМБА ГАЛЬПЕРИНА

Самой мощной бомбой весом в 2,5 тонны в начале Великой Отечественной войны располагали немцы. Но у них практически не было средств ее доставки. Мощность бомб Советского Союза, американцев и англичан не превышала 2 тонн. В 1942 году профессору Нисону Ильичу Гальперину было поручено в кратчайшие сроки создать пятитонную бомбу.

Не имея технических средств, во дворе завода, в небольшом сарайчике вручную заливали взрывчатку. Конструктор работал вместе с рабочими. С целью экономии времени все испытания проводили опытным путем. Чтобы определить баллистические характеристики бомбы, ее наполнили песком и сбросили с самолета в районе аэродрома. Все расчетные характеристики подтвердились. Осталось проверить боевые качества бомбы, ее разрушительную силу. Требовались полигонные испытания. Для этого мог быть использован только серийный четырехмоторный тяжелый бомбардировщик "Пе-8" конструкции ОКБ А.Н. Туполева. Фронтовой боевой экипаж (одиннадцать человек, командир корабля полковник В. Абрамов и штурман К. Иконников) сбросил бомбу точно в цель. Результаты "работы" бомбы превзошли все ожидания. Это был старый лес, даже днем в нем было сумрачно. Пробирались через чащобы, завалы. Когда командующий дальней авиацией А. Голованов, начальник штаба М. Шевелев, конструкторы, инженерно-технический состав части и работники полигона добрались до места падения бомбы, перед ними в лесу открылась обширная, в сотню метров диаметром, неглубокая воронка, окруженная поваленными деревьями, которых было более 600 (считали только деревья диаметром свыше 20 см).

Работа была одобрена и принята, бомба стала громить немецко-фашистских захватчиков.

Длина бомбы 5,2 метра, ее диаметр— 1 метр. Даже створки бомболюков не закрывались полностью. Среди однополчан бомбу в шутку назвали Марьей Александровной, так звали заведующую летной столовой, по комплекции напоминающую бомбу ФАБ-5000 НГ(Нисона Гальперина).

В апреле 1943 года первые серийные бомбы были сброшены на береговые укрепления Кенигсберга. На фашистов пятитонка наводила ужас. Гитлер грозился в ответ применить химическое оружие.

После освобождения Орла при осмотре места сброса пятитонной бомбы обнаружилась необычайная картина. На участке в сотню метров железнодорожные пути были будто срезаны ковшом гигантского экскаватора. Насыпи больше не существовало. Пульмановские вагоны были отброшены в стороны, словно спичечные коробки, и смяты. А на станции застыли десятки загруженных военной техникой эшелонов.

— Мы, участники Орловско-Курской операции,— рассказывает инженер по авиаоборудованию Осип Аронов,— стали именоваться орловцами, и нам на равных с другими большими войсковыми соединениями был посвящен первый салют в Москве.

Вспоминается один боевой эпизод работы пятитонной бомбы. Партизанская разведка сообщила дату, когда в белорусском городе Могилеве в одном из больших зданий состоится совещание немецкой жандармерии и предателей-полицаев. На бомбежку вылетели два самолета, имевших в бомбоотсеках по одной бомбе весом в пять тонн каждая. Первым самолетом здание было разрушено прямым попаданием бомбы, второй самолет ударил следом. Как позже сообщила разведка, трупы выносили в течение нескольких суток.

Известно, что в 1934-1944 годах Н.И. Гальперин занимался созданием новых видов боеприпасов— бомб с новым суррогатированным взрывчатым веществом, железобетонных бомб и др.

В 1945-1950 годах под руководством Н.И. Гальперина впервые в СССР было организовано промышленное производство антибиотиков (пенициллина и др.).

В 1966-1983 годах ученым проведен цикл исследований в области космических технологий.

Н.И. Гальпериным опубликовано (частично в соавторстве с учениками) свыше 800 научных работ (в том числе около 25 монографий и учебников), подготовлено более 250 докладов на научных конференциях в СССР и за рубежом.

Н.И. Гальперин "выпустил" более 130 кандидатов и 12 докторов наук.

В заключение несколько любопытных фактов из биографии.

В начале 30-х годов Гальперин приехал в командировку в Германию для ознакомления с холодильными процессами. Его встретил известный конструктор Линде и пригласил в машину, на радиаторе которой Нисон Ильич увидел флажок со свастикой. Он сказал: "Я под таким флажком ехать не могу". Линде заметил: "Это же государственная эмблема". Гальперин ответил: "Но я же не дипломат!" Линде пришлось снять флажок.

Германия, завод холодильных машин. Немцы не очень скрывают от Н.И. Гальперина конструкции аппаратов и их чертежи, но выносить их не дают, а на память— что схватишь? Но Нисон Ильич приходит в гостиницу и по памяти воспроизводит чертежи (с размерами деталей). В Москве это помогает сэкономить время при создании советских холодильных установок. А в Германии Гальперина объявляют "русским промышленным шпионом".

Н.И. Гальперин едет в командировку во Францию. В Берлине в купе входят работники немецких спецслужб и просят открыть чемодан. Нисон Ильич отказывается, предлагает это сделать им самим. Они открывают и обнаруживают там захваченную для чтения в дороге книгу Фурманова "Чапаев" на русском языке— подрывная литература! Гестаповцы уносят чемодан и возвращаются за 6-7 минут до отхода поезда. "Вам придется пройти с нами, мы вас задерживаем". Гальперин был на этот счет проинструктирован в Москве: "Наше консульство отслеживает мою поездку. При моем задержании в Москве будет интернирована немецкая промышленная делегация". Гестаповцы уходят ни с чем, Нисон Ильич продолжаем поездку во Францию.

Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.