Номер 14 (1546), 10.06.2021

НЕВОСПОЛНИМАЯ ПОТЕРЯ

Редкий случай, когда эти штампованные-перештампованные слова как нельзя точнее передают ощущение, которое возникло после сообщения о смерти Николая Завгороднего. И дело не только в том, что он был замечательным артистом, народным не только по официально присвоенному званию, а по сути своего таланта, по признанию многих и многих тысяч зрителей, и его уход больно скажется на многих постановках Театра музыкальной комедии, где Николай прослужил более 40 лет. Завгородний был еще и совершенно удивительным человеком, способным поднять настроение даже у самых хмурых и опечаленных. Причем делал он это абсолютно естественно, ибо был таким не по сценическому амплуа, а по своему характеру — удивительно доброму и открытому, без тени наигрыша. Общаясь с ним, просто невозможно было не поддаться его обаянию. Что же тогда говорить о зрительских чувствах! Стоило ему только выйти на сцену, и зал взрывался аплодисментами еще до того, как он произносил первую фразу. Обаянием — качеством для актеров важнейшим, Николай Завгородний обладал в высшей степени. Наверное, это и подкупило знаменитого Михаила Водяного в молодом выпускнике Московского Государственного института театрального искусства (ГИТИС). Иначе с чего бы мастер так боролся за то, чтобы Николай и его супруга — красавица Наталья стали артистами именно одесского театра, хотя оба они уже успели удачно пройти прослушивание в Свердловской музкомедии, столь же знаменитой, как и наш театр. Рассказывают, что М. Водяной с присущим ему артистизмом эффектно "перехватил" ярко талантливую пару; вынув ключи из кармана, он пообещал им квартиру. Правда, обещание было выполнено несколько позднее, но зато артисты получили все возможности, чтобы реализовать себя. Оба они стали ведущими мастерами, оба получили звание народных артистов Украины — случай редчайший!

Перечислить прекрасные роли Николая Завгороднего не хватит имеющейся у нас газетной площади. Строго говоря, играть плохо и скучно он просто не умел. Даже в самых проходных постановках, даже в невыигрышных ролях он умудрялся быть заметным, ярким. Но две роли в его богатой и успешной творческой биографии, как говорится, стоят особняком. С мастерством, достойным лучших драматических артистов, играл Завгородний роль зловещего ростовщика в мюзикле "Свадьба Кречинского" ("Игра! Идет игра!"). Ну и, конечно же, Попандопуло — своеобразная визитная карточка артиста. Михаила Водяного, конгениально исполнившего эту роль в суперпопулярном фильме "Свадьба в Малиновке", переиграть, конечно, невозможно. Но Завгородний, не отказываясь от некоторых приемов своего выдающегося предшественника, создал образ, по-своему яркий и запоминающийся.

Он много еще мог бы сыграть. Репетировал роль Сигизмунда в спектакле по мотивам Жванецкого. Наверняка был бы великолепным Кисой Воробьяниновым в мюзикле "Двенадцать стульев", который театр намерен показать в следующем сезоне... Остались несыгранными еще немало ролей в классическом опереточном репертуаре. Но все это, увы, только предположения...

К счастью, некоторые роли народного артиста Украины зафиксированы на видео. О нем и его ролях написано немало статей. А самое важное: эти роли хранит память многих и многих благодарных зрителей. Несколько сотен их пришли на панихиду, которая прошла на площади возле Театра музкомедии. На просьбу поделиться своими воспоминаниями, впечатлениями об ушедшем откликнулись не все, но мы их понимали: людей просто душили слезы. Да и те, с кем мы поговорили, отвечали с болью и дрожью в голосе...

"Более талантливого и душевного человека в театре в последнее время не было. Он был человеком с большим сердцем и душой, много сделал для людей, особенно работая в профкоме. Мы все его очень любили, вся труппа" — группа работников театра.

"Николай — великолепный артист и потрясающий человек. Его смерть — шок не только для нас, но и театральной общественности, для города. И, конечно же, большое горе для Театра музыкальной комедии. Коля был удивительным человеком, многогранным и красивым, потрясающим артистом. Недаром его обожал Михаил Григорьевич Водяной" — Сергей Григоренко.

"Я живу в Киеве, но каждый год бываю в Одессе по служебным делам. А когда бываю, то стараюсь не пропускать спектакли моего любимого театра музкомедии. Конечно, много раз видел и восхищался Николаем Завгородним. Это был артист, который неизменно дарил радость. Он только появлялся на сцене, а у меня уже на лице расплывалась улыбка. Так получилось, что, снова приехав в Одессу, я узнал о смерти любимого артиста и был потрясен этим известием. Конечно, я не мог не прийти попрощаться с ним. Мог бы еще много хороших слов сказать о нем, но, извините, говорить трудно; слезы в горле стоят" — Вадим Олегович.

"Сколько раз мы с Николаем выступали в одних концертах. Он был Мастером с большой буквы. Таких людей очень жалко терять" — Юрий Саакянц, художественный руководитель ансамбля "Чайка".

"Работать с ним было одно удовольствие. Он был как друг на сцене, как отец. Тем более, что он играл уже возрастные роли, а я была то служанкой, то девочкой... Зная его характер, мне кажется, что, если бы он увидел сейчас людей на этой площади, наши слезы, то, наверное, расстроился бы. И, может быть, просто сказал бы: "Давайте выпьем!" — Наталья Ткачук, солистка Театра музкомедии.

"Дядя Коля всегда был очень светлым, очень позитивным человеком. Он всегда поддерживал молодых артистов, всегда давал какие-то советы и никогда никого не оставлял без улыбки. Не упускал возможности рассказать какой-нибудь анекдот. И вообще постоянно радовал нас своим присутствием. Мы с ним работали в спектакле "Золушка", где он играл короля, и дядя Коля при встрече всегда здоровался со мной текстом из этого спектакля: "Здравствуйте, прекрасная, милая незнакомка!" И говорил это с такой ослепительной, озаряющей улыбкой. Нам будет его очень сильно не хватать, ведь ушло солнце театра" — Елизавета Дюльгер, актриса.

Расхожая фраза: "Незаменимых не бывает".

Неправда. Бывают...

Александр ГАЛЯС.

Опрос проводили студентки факультета журналистики НУ ОЮА Регина ГАВРИЛОВА и Анна КАПЛИНСКАЯ.