Номер 31 (976), 14.08.2009

ПРИКЛЮЧЕНИЯ "ВОНЮЧЕГО ГОЛЛАНДЦА"

Уже стало притчей во языцех мореплавание судна "Берикс" с 200 тоннами просроченного мяса, прозванное СМИ "Вонючим Голландцем". Загрузившись в декабре 2007 года в Поти, "Берикс" должен был идти в порт Мерсин в Турции. Однако из-за поломки двигателя судно вынуждено было зайти на украинскую судоверфь, где ветслужба, проверяя документы на груз, обнаружила - срок годности курятины, свинины и крольчатины истек почти три года назад. "Берикс" отказались принимать порты Феодосии, Евпатории, Николаева, так как ветслужба подозревала нахождение в мясе вируса африканской чумы свиней, случаи которой зафиксированы в Грузии.

Сейчас "Берикс" находится на причале № 40 в районе судоверфи "Украина" в Одессе. По сравнению с рядом стоящими кораблями "Арабатский" и "Николай Заболоцкий" он выглядит игрушечным. Всего 50 метров длиной. К самому судну нас не пустили пограничники, так как граница для него закрыта, чтобы не произошла незаконная выгрузка мяса. Пришлось общаться с моряками на расстоянии. Они сообщили, что здоровы, это было видно по их лицам, загоревшим под черноморским солнцем.

- Я здесь уже больше полгода, - сообщил матрос Александр, - мы требуем чтобы нам заплатили за это время.

- Нас возмущает то, что о нас говорят, - сказал старший механик Дмитрий Сухарев, - холодильные установки у нас ни разу не ломались. Мясо все время было замороженным. Нас прозвали ни за что ни про что.

Капитан судна "Берикс" Леонид Прохоров отметил, что экипаж ни разу не поменялся с начала года. Как вышли из Поти, в таком составе пришли в Одессу.

Хотя чиновники представляют другую информацию:

- На судне "Берикс" за время его плавания с декабря 2009 года побывало 20 человек, - сказал заместитель начальника государственной администрации морского и речного транспорта Виктор Сударев, - трудовые отношения моряков испытывают проблы. Фрахтователь исчез, оставив их без помощи. Остается надежда на судовладельца, донецкую фирму, которая уже подала заявку о ремонте судна на Одесской верфи. Выгружаться мясо не будет. В то же время мы разберемся, почему судну, просившему техническую помощь, ее не оказали местные власти украинских портов.

В Николаеве "Берикс" ремонтировали почти месяц. Но когда судно вышло в море, снова возникли затруднения. Пришлось идти в порт "Южный". Там капитан "Берикса" заявил, что высаживает экипаж в шлюпку и покидает судно. Были приняты срочные меры, чтобы корабль не остался без присмотра и не затонул, не был выброшен на берег. Его поставили на якорную стоянку. Чтобы ускорить решение вопроса, команда отказалась принимать на борт продукты и топливо. И только тогда комиссия Минтранса разрешила экипажу пришвартоваться в Одесском порту для осуществления ремонта.

- Судно уже обследовали, - заявил заместитель начальника Одесского порта Васьков, - предстоит еще осмотр водолазами. Ремонт займет дней 20. После починки двигателей корабль отправится в Поти, где он был загружен. Ситуация с рефрижераторами нормальная. Корабль подключен к питанию, в камерах поддерживается необходимая температура, чтобы мясо не разморозилось. Трюмы опечатаны. Экипаж обследован. На берегу морякам организуют питание.

Кроме ремонта судна, чтобы выйти в очередной рейс, нужно будет еще обновить документы. Пока "Берикс" странствовал по Черному морю, они устарели. Так что моряков ожидает возвращение в Грузию, откуда они привезли такой "вонючий" груз.

Для Одессы мясо не представляет вреда, так как выгружать его не будут и находится оно в заморозке. Надеемся, что повторения истории с китайским мясом в Одесском порту не будет.

Инна ИЩУК.

Фото автора.