Номер 43 (633), 18.10.2002

КТО ТОРГУЕТ УКРАИНСКИМ ХЛЕБОМ

Есть в Одессе здание, не единожды упоминаемое в литературе. Писал о нем Куприн, писал Бунин... Писали в связи с тем, что по крыше этого здания одесситы определяли приход весны. Дело в том, что из года в год перелет скворцов из южных стран не просто проходил через Одессу. В Одессе у скворцов был "перевалочный пункт". И гостиницей птицам служила крыша дома, носящего название дом Либмана. Это пяти-шести этажное здание на углу Преображенской и Соборной площади. Почему об этом доме вспомнилось сегодня? Дело в том, что его крышу украшают фигуры, символизирующие наш город, рассказывающие о занятиях и достижениях одесситов. Среди фигур есть статуя женщины со снопом хлебных колосьев. Одесса большой город (у меня ощущение, что с самого своего рождения Одесса никогда не была маленькой – речь не о площади, а о жизни города и горожан). Жители Одессы хлеб не выращивали, но Одесса хлебом торговала. Из одесской гавани уходили корабли, груженые золотом полей.

Отбросим периоды, когда хлеб нам приходилось закупать за границей. Уже второй год подряд в Украине хорошие урожаи (особенно в 2001 г.). Наш хлеб, наша пшеница снова плывет за рубеж. И прекрасно! Но все не так просто. О преблемах торговли зерном говорилось на заседании пресс-клуба реформ "Порто-франко". Гостями журналистов на этот раз были Е. Ковтонюк – генеральный директор Национальной ассоциации "Укрзернопродукт", Р. Шинкаренко – заместитель руководителя проекта "Развитие агробизнеса в Украине" (в рамках МФК), и Г. Феодориди – генеральный директор "Маршинпинга".

Речь шла о том, что хотя Украина вышла на международный хлебный рынок, она оказалась в странной ситуации. Производители продукта разобщены с последним звеном, с окончательным покупателем. Порой даже не известно, кто в конце концов купил зерно, поскольку оно проходит через цепочку посредников. И тем более не известно, какова была продажная цена зерна на последнем этапе. Таким образом получается, что для Украины политика ценообразования на зерно зависит не только от цен на мировом рынке и от природных условий, но зависит еще от длины цепочки трейдеров. Главная беда в том, что в Украине пока нет своих трейдеров, имеющих выход на международный рынок. А торговля через иностранных трейдеров уменьшает рентабельность выращивания зерновых.

Еще одна беда – это то, что иностранные трейдеры, пользуясь ситуацией, часто покупают зерно у производителя, квалифицируя его по III-IV классу, а затем продают по II. Этому способствует то, что нет единого способа определения сортности зерна. (Кстати, это основное условие для вступления в мировой рынок).

Хотя принят Закон Украины "Про зерно и рынок зерна в Украине" (этим законом, в частности, регулируется порядок оформления и сберегания зерна при складировании, устанавливаются основные условия залоговых покупок и т.д.), далеко не всюду появилась возможность концентрации зернопродукта. Так что среди хлеборобов остается некоторая нервозность, приводящая к тому, что производитель спешит продать свой товар, не дожидаясь максимального уровня цен на зерно текущего года.

Необходимо создать собственную хлебную биржу, чтобы украинские трейдеры по возможности монополизировали торговлю зерном с заграницей, чтобы они стояли на страже интересов украинских хлеборобов.

Сейчас появились два положительных фактора, играющих в пользу наших производителей. Один из них – это возможность страхования и управления рисками в сельском хозяйстве (есть 6 вариантов страхования или их комбинация). Например, управление рисками, относящимися к уменьшению урожая или снижению цен на продукцию, может осуществляться путем составления страхового договора или перекладыванием риска на других лиц.

Второй положительный фактор – это строительство элеваторов и расширение их функций. То есть элеватор должен выполнять функции не только перевальщика зерна, но в нем должна быть группа закупки. Вот так теперь функционирует элеватор одесского порта. Он принимает зерно по фиксированным залоговым ценам (зависящим от сортности зерна) и затем перепродает зерно на наиболее выгодных условиях. По договоренности, вся прибыль от продажи делится пополам. Риск, что окончательная цена может оказаться ниже залоговой, целиком ложится на элеватор.

Такая система намного более рентабельна, более прозрачна, более стабильна. За прошлый сезон через одесский элеватор прошло более 1,5 млн тонн зерна.

На заседании отмечалось также, что необходимо увеличить отгрузочные мощности.

И еще один вопрос был поднят на этой встрече. Известно, что наибольшим спросом пользуются за рубежом твердые сорта пшеницы, которых сегодня выращивается намного меньше нежели прочих. И в связи с этим возник вопрос, что рентабельнее: большой урожай при большой затратности на удобрения или меньший урожай без упомянутых затрат? Такой вопрос должны решать специалисты. В любом случае, больше ценятся экологически чистые продукты (не отравленные пестицидами и гербицидами).

А вообще, хорошо бы было, если бы появились фьючерные биржи, где заранее формировался бы спрос.

Елена ГРИГОРЬЕВА.