Номер 21 (611), 17.05.2002

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БИЗНЕС

Сразу напоминаем: БИЗНЕС – ЭТО ДЕЛО. Любое дело – независимо от того, связано ли оно с торговлей, коммерцией, сельским хозяйством, промышленным производством или ремонтом. Кажется бесспорным, что всякая деятельность человека так или иначе влияет на экологию окружающей среды. И когда мы говорим об экологическом производстве, то имеем в виду, как правило, высокую степень экологической защиты. Однако существуют такие виды человеческой деятельности, которые впрямую направлены на защиту окружающей среды и при этом имеют высокую экономическую отдачу. Речь идет о работе по восстановлению изношенных узлов и деталей различных машин и механизмов.

Не будем приводить анекдотичные ситуации, когда жертвой выполнения плана по сдаче металлолома становились вполне нормальные агрегаты в рабочем состоянии. Однако в металлолом идут и изделия, которые подлежат еще восстановлению. Их повторная переплавка, обработка и т.д. не только приносят дополнительный вред окружающей среде, но и приводят к ощутимому экономическому проигрышу.

Имеются ссылки на литературные источники, указывающие, что до 70 % деталей, закончивших свое существование в качестве металлолома, могут быть восстановлены при минимальных затратах, в то время как сегодня в производственных условиях процент восстанавливаемых деталей не превышает 8-10 %.

Можно предвидеть, что у читателя сразу возникнет возражение: сравнили, мол, новую деталь с восстановленной.

Однако, если учесть, что есть опыт восстановительного производства, при котором стоимость восстановленных деталей составляет всего лишь 20-40 % от стоимости новых, а срок их службы колеблется в пределах от 80 до 100 % срока службы новых, то и вывод напрашивается сам собой.

На одном из таких производств (кстати, практически единственном в нашем регионе) побывали журналисты – члены пресс-клуба рыночных реформ "Порто-франко". Это СП "Пикар", созданное более 10 лет назад. Как пример деятельности этого производства можно привести восстановление некоторых запчастей к автобусам "Икарус" (с восстановления этих весьма дорогих деталей пикаровцы начинали свою деятельность). Пришедшие в негодность цилиндро-поршневые группы восстанавливали, используя выброшенные гильзы от тракторов СМД-14. Соотношение цены новых и восстановленных комплектов – 600 долларов к 40 долларам.

Давно уже СП "Пикар", накопив опыт, рассширило свою деятельность и номенклатурно, и географически. Заказы из Измаила, Вознесенска, Николаева, из ряда хозяйств ("Батькiвщина", СП "Украина" и др) распространяются не только на цилиндро-поршневые группы, но и на восстановление других запчастей и деталей. Наибольшим спросом пользуется восстановление коленчатых валов (не только тракторов, но и других машин, вплоть до "Мерседесов"). Одним из главных заказчиков является одесский завод "Стройгидравлика".

Для восстановления деталей сейчас используются некоторые виды пластмасс, по твердости и износостойкости сравнимые с металлом, а также разные композиции, наносимые плазменным методом. Кстати, в СП "Пикар" работает плазменная установка, позволяющая осаждать покрытия, повышающие износостойкость деталей, в т.ч. и коленчатых валов, размеры которых могут достигать 2-х метров при диаметре до полуметра и весе в 350 кг. Кроме бронзы и молибдена в "Пикаре" плазменным методом на детали наносятся порошки, разрабатываемые в самом СП и в содружестве со специалистами политехнического университета. Эти композиции с успехом применяются также для восстановления и увеличения износостойкости деталей гидромоторов и (как подход) для продления жизни дисков сцепления.

Безусловно, срок жизни востановленной детали, стоимость ее восстановления зависит от процента износа.

Если исходя из эколого-экономических соображений, приходится признать, что восстановление деталей – это вынужденная мера для всего человечества, то разумно было бы создать сеть таких восстановительных производств (рембаз), особено в районах, где их услуги будут пользоваться наибольшим спросом. Т.о. во многих случаях закупку деталей можно было бы заменить ремонтом.

Елена ГРИГОРЬЕВА.