Номер 50 (640), 06.12.2002
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Хотелось бы воспеть уровень транспортного пассажирского движения в городе Одессе. Несомненно, в данном случае необходимо воспользоваться музыкальным жанром под названием марш. Марш обеспечивает синхронное движение большого числа людей и отличается строго размеренным темпом и четким ритмом. Соответствует ли в действительности сие сравнение транспортному сервису, то есть обслуживанию населения перевозчиками за конкретно определенную плату? И во что это выливается? Пассажиру и транспортнику?
Нет сомнения в мужестве и активности транспортного менеджмента в нашем городе. Скажем так, это явный плюс в сторону развивающегося капитализма. Маршруты маленьких автобусов плотно оплели практически все районы города. Их чуть ли не триста номеров. По крайней мере, мимо моего дома ходит маршрутное такси под номером 270. Это удобно по времени, это комфортно, и по любому, самому критическому счету, выгодно всем: и горожанину, которому таки надо ехать, и транспортнику, который с этого живет.
Но вот нюансы, по старорежимному недоработки, очень даже имеются. И на них хотелось бы обратить внимание всех, кому достанет прочитать эти строки. Для человека, который живет на поселке Котовского, поселок Таирова будто другой населенный пункт. И естественное человеческое свойство, не будем упоминать патриотизм, но некая любовь-привычка к тому месту, где ты живешь, имеется у каждого. Как житель поселка Котовского, я подметил одно, несколько обидное для нашего района, обстоятельство.
Для того чтобы убедиться в своих подозрениях, я на машине проехал от конечной остановки на улице Днепропетровской до площади Греческой и от Греческой до конечной на поселке Таирова. И замерил по счетчику расстояние: разница оказалась в два с половиной километра. А разница в стоимости проезда? Гривна пятьдесят в сторону Котовского и гривна до Таирова. Вот тут-то и обидно, понимаешь, за родную сторонку. Кстати, в Киеве, в самом дорогом по определению городе страны, цены в маршрутных такси пониже одесских.
Существуют в нашем родимом капиталистическом мире так называемые, естественные монополии. Например, "Облэнерго", "Коммунхоз", "Зелентрест" и т.д. В правилах дорожного движения есть понятие "непреодолимые силы", когда из-за этих "сил" приходится нарушать предписанное знаками дорожное движение. Например, упавшее поперек всей улицы дерево: кто ж его знает, когда оно упадет, а уезжать от него надобно уже по встречной полосе. Есть бедствия покрупнее: приезд в город очередного дорогого гостя. Тогда "дерево" падает поперек всего города и спасает разве что объездная дорога.
Все эти естественные непреодолимые силы и монополии суть общегородского уровня. А вот неодолимая монополия одного дорожного направления: маршрутное такси на линии поселка Котовского никогда не тронется с конечной остановки, в данном случае с начальной, пока окончательно не заполнит свою пассажировместимость!
Периоды отправления такси, естественно, не регламентируются, так подсказывает элементарный принцип получения наибольшей прибыли. А всем остальным жителям Одессы на пролете Греческая поселок Котовского можно не беспокоиться, для них маршрутного такси по законам естественной монополии не получается: все занято! И это тоже понятно, потому что у транспортников свои проблемы: цены на бензин, запчасти за свой счет, фронтовое состояние дорог, работа не нормирована, на износ и так далее, безо всякого регламента. Правда, на других направлениях положение с регулярностью отправления более-менее отлажено.
Но вот у меня имеются результаты непреднамеренного, так сказать, эксперимента с транспортным проездом до поселка Котовского в вечернее время. Как-то раз я приехал в город без машины, из-за предполагаемого легкого "шофе". Оказавшись под этим "шофе", в десять часов вечера я вышел из филармонии и расположился в ожидании попутного транспорта на углу Польской и Бунина. За сорок пять минут не прошло ни одного автобуса и ни одного троллейбуса в нужном мне направлении! Маршрутки же проезжали мимо меня, плотно утрамбованные счастливыми пассажирами. Вечером в сторону поселка Котовского можно уехать только из двух отправных точек: пл. Греческая и железнодорожный вокзал, выстояв, как правило, получасовую очередь. Либо, ежели позволяет бюджет, воспользоваться частным таксомотором.
Есть еще один нюанс в таксовых маршрутах, который я попытаюсь описать с личной симпатией. А привередливый читатель поймет, о чем я хотел бы сказать в этом случае. Ехал я в маршруточке, как всегда, тесной. Рядом со мной сидела довольно обширная дама, так что нам благодаря моей изящности удалось разместиться на двух креслах соразмерно нашим объемам. Напротив моей скромной персоны расположилась весьма привлекательная девушка. То есть она привлекала мой постоянно ищущий все, что ни есть красивого в этом мире, взгляд.
Наконец моя соседка согласно рекомендациям внутри маршрутки заранее объявила или заявила о своей остановке и при этом подняла все то, что находилось в полутора креслах на уровень моего лица. Известно, что внутри этих уютных малолитражек передвигаться довольно непросто, тем более с такими шикарными габаритами, как у моей случайной попутчицы. В это время, видимо, в соответствии с дорожной обстановкой, в которую можно попасть из-за наглого желания принять на борт стоящего на перекрестке пассажира, водитель резко притормозил... И я оказался лицом в обширной... В общем, это было грандиозное достоинство моей собравшейся выйти соседки!
Это отдельное удовольствие, сказал я вслед удалявшейся с моей физиономии заднице, это не входит в стоимость билета!
Весьма привлекательная девушка, сидевшая напротив меня, теперь уже улыбалась совершенно откровенно. И как любому мужчине, мне показалось, что эти улыбки предназначаются лично мне. Я тоже раскрыл в ответ свою улыбку и ехал с надеждой, что наши физиогномические посылы перейдут в диалог.
Но дистанция маршрута распоряжается нашими судьбами по-своему. Весьма привлекательная девушка, сидевшая напротив меня, объявила свою остановку. Когда она поднялась к выходу, я понял, почему она так самозабвенно улыбалась: ее задница была не меньше той, с которой я оказался давеча, так сказать, лицом к лицу.
Ну это об удобствах. Так можно дойти до требований обеспечить туалетные удобства на вверенном маршруте. На самом деле город наш живет вполне нормальной транспортной жизнью: у нас есть все! Регулярно и по расписанию стараются передвигаться трамваи, троллейбусы, автобусы. Маршрутные такси охватили транспортные возможности среднего класса. Такси предлагает сегодня услуги в любом районе и даже, при наличии "бубнового интереса", с какой только хочешь, маркой "Мерседеса".
Что бы ни говорили о приоритете всех остальных сторон нашей жизни, но транспортную систему по своему значению можно сравнить с кровеносной! Всем ведь понятно, что жизнь это прежде всего движение. Можно себе представить, какое было бы движение жизни без современных средств передвижения.
Если бы еще сосуды, по которым протекает наша транспортная кровь, то есть дороги, подтянулись своим состоянием к уровню вполне приличной, городской транспортной системы, то можно было бы заказывать по этому поводу торжествующий марш средней бодрости. И сказать: "Правильной дорогой едем, господа!"
Анатолий КАРПЕНКО-РУСЫЙ.