Номер 41 (1385), 3.11.2017
Вообще говоря, словосочетание "невосполнимая потеря" подходит к любому, кто ушел из жизни. Двух одинаковых людей нет и быть не может.
Но чаще всего - это не более чем вежливая фигура речи. И только тогда, когда уходят такие люди, как Игорь Равицкий, эти слова отзываются острым ощущением правды.
Редко бывает, когда в театральной семье сын перенимает эстафету у отца - режиссера, да не просто режиссера, а еще и народного артиста, и добивается не меньшей известности. Игорю Равицкому, сыну видного мастера режиссуры украинского театра, это удалось.
Еще реже в наше время наблюдается у режиссеров стабильность, долгосрочность существования в одном театральном коллективе. Тут И. Равицкий просто уникален. За всю свою без малого полувековую карьеру он служил (тут подходит это слово, забытое ныне, увы, применительно к Театру) всего в двух театрах. С 1969 по 1988 гг. (с двухгодичным перерывом на стажировку в Московском Малом театре) - в Сумском театре им. М. Щепкина, а с 1988 и до смерти - в Одесском Украинском музыкально-драматическом театре, при нем названном в честь В. Васылько.
На одесском театральном горизонте тогда еще главреж Сумского театра появился в 1984 г., поставив в Украинском театре спектакль "Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему. Тогда это был взрыв, и театр, чей авторитет (а с ним и зрительский интерес) из-за печально памятной "абонементной системы" держался чуть выше плинтуса, ощутил сладостную радость аншлага. Уже тогда воспрявший духом от успеха коллектив захотел видеть И. Равицкого не пришлым постановщиком, а своим лидером. Что и было осуществлено через четыре года.
В будущем году Игорь Николаевич мог бы отметить тридцатилетие руководства Одесским Украинским театром. Который с его приходом и по сей день обладает одной из лучших трупп не только в Одессе, на сцене которого за эти годы появлялись неординарные спектакли с блестящими актерскими работами. Была у Игоря Николаевича еще одна редкостная черта: он не боялся приглашать для постановок ярких мастеров. В театре шли и идут спектакли Дмитрия Богомазова, Юрия Одинокого, Андрея Бакирова, Гедрюса Мацкявичуса и других режиссеров (нелишне напомнить, что за одесского "Гамлета" Д. Богомазов удостоен Национальной премии им. Т. Шевченко). И. Равицкий не страшился возможных сравнений не в свою пользу, поскольку главным для него всегда был Театр.
"Старая школа" - говорят в таких случаях. Но дело не в школе - "старой" или "новой", дело в Личности человека, бесконечно любящего Театр и бесконечно преданного этому искусству. А вот таких - уж точно - мало.
Отсюда и ощущение потери, которую не восполнить.