Номер 18 (711), 07.05.2004

ВЫБОРЫ В ЗАКОНЕ

Грядут выборы того, кто будет определять политический и экономический курс государства в последующие 4 года. В преддверии этого события был принят новый закон "О выборах Президента Украины" Этот закон был принят убедительным числом голосов. Однако, с точки зрения коалиции "Свобода выбора", озвученной на пресс-конференции ее координатором Владиславом Коськивом, новый закон можно оценить, как более качественный, но одновременно и как более несовершенный.

В первую очередь, это касается ограничений, накладываемых на выборный фонд кандидата,— не более 10 миллионов гривен. По данным Центральной избирательной комиссии, на выборах 1999 года при подсчете совокупного размера личных фондов 15 зарегистрированных кандидатов прозвучала сумма в 6 млн 174 тысячи 350 грн 74 коп. В то же время только затраты Леонида Кучмы на собственные выборы составили около полутора миллиона гривен. Кроме Л. Кучмы еще 3 кандидата потратили более одного миллиона. Лидер коммунистов Петр Симоненко потратил более 650 тысяч гривен. В ноябре прошлого года комитет избирателей Украины подсчитал приблизительно сумму, которая может понадобиться кандидату в президенты в 2004 году. Были учтены суммы на содержание штабов, сбор подписей, рекламу в СМИ, оплату услуг агитаторов, учли и резервный фонд в размере 10 миллионов долларов (в частности, на "хабар чиновникам"), и хотя не учли, что "значительные приписки и кражи в штабах достигают 40 %", все же вышли на необходимую сумму в 70 миллионов долларов США (реальная может превысить 100 млн долл. США).

Отсюда напрашивается вывод— 10 млн грн сумма явно недостаточная, она поднимает уровень теневого финансирования выборов.

И это при том, что новый закон о выборах президента пять статей (22 пункта) посвящает именно порядку финансирования предвыборной кампании.

И все же в новом законе есть пункты, которые позволяют рассматривать его, как шаг вперед.

В первую очередь, это касается того, что кандидат может быть выдвинут от партии или путем самовыдвижения.

Для регистрации достаточно внести залог в 500 тысяч гривен. Однако, чтобы кандидат мог участвовать в выборах, он должен собрать не менее 500 тысяч подписей (если нужное количество подписей не будет набрано, кандидат снимается с регистрации, а его залог пропадает. Залог возвращается только тем претендентам, кто участвовали в выборах и набрали не менее 7 % голосов).

Еще один положительный момент. Если раньше жалобы, связанные с какими-либо нарушениями на выборах, рассматривались только в одной инстанции и решение этой инстанции нельзя было кассировать, то теперь узаконено право на обжалование решения первой инстанции в апелляционном суде.

Новшеством является и разрешение на теледебаты. Правда, кому с кем дебатировать, решает жеребьевка. В аналитической статье издания комитетов избирателей Украины "Точка зору" приводятся данные, по которым почти все опрошенные журналисты (101 голос против 5 воздержавшихся) высказались в пользу теледебатов, по примеру России.

На этот раз на выборах не будет наблюдателей от общественных организаций. Но от каждого кандидата в выборную комиссию войдут два человека.

Будут ли честными выборы президента 2004 г.?

С точки зрения журналистов, приведенной в уже упомянутом издании "Точка зору",— надежды на это мало: почти две трети журналистов (65 голосов) считает, что результаты выборов "могут быть перекручены". Еще 21 журналист уверен в том, что все обязательно будет подтасовано. И только 20 журналистов думают, что могут быть лишь отдельные нарушения, но они существенно на результаты выборов не повлияют.

Свою точку зрения высказал на пресс-конференции в пресс-клубе реформ "Порто-франко" известный одесский журналист Игорь Розов. В частности, он высказал мнение, что с точки зрения местных ситуаций усиление роли партийных блоков не имеет смысла, так как большинство партий— это опереточные организации. Хотя существует положение, что партия может выдвигать своего кандидата при условии, что сама партия зарегистрирована не менее года назад.

Что принесут нам выборы, покажет время, оно же покажет, насколько совершенен или несовершенен принятый закон. Во всяком случае, он допускает внесение в него поправок и дополнений.

Елена ГРИГОРЬЕВА.