Номер 5 (1151), 8.02.2013
В Московской больнице имени Семашко ночью 3 февраля скончался Оскар Борисович Фельцман. Последний из блестящей плеяды советских композиторов-песенников, один из самых знаменитых одесситов. До своего 92-летия он не дожил всего две недели.
Для справки. Фельцман Оскар Борисович, автор популярных песен, симфонических и камерных произведений, музыкальных комедий, музыки к кинофильмам и спектаклям. Народный артист Российской Федерации. Родился в Одессе 18 февраля 1921 г. в семье хирурга. В пять лет начал заниматься музыкой - играл на скрипке. Первую фортепианную пьесу "Осень" сочинил в шесть лет. Учился в школе им. П. С. Столярского, Московской консерватории. Первую песню "Теплоход" сочинил во время войны для Л. О. Утесова. После выхода фильма "Матрос с "Кометы" (1956) популярность обрела песня "Черное море мое", которая считается "неформальным гимном" Черного моря. Всего сочинил более 300 песен, многие из которых обрели широкую известность: "Ландыши", "Белый свет", "Возвращение романса", "Я верю, друзья" и др. О. Фельцману принадлежит цикл песен об Одессе. Также он написал музыку к пьесе одесских авторов Г. А. Голубенко, Л. Л. Сущенко и В. И. Хаита "Старые дома", которая шла во многих театрах СРСР и СНГ. Автор сборника рассказов "Костюм от Фишмана и другое". Принимал участие в праздновании 200-летия Одессы (1994).
С Оскаром Борисовичем судьба меня сводила дважды - в 1985 и 1994 гг. И хотя до того встречался со многими знаменитостями, но все равно казалось фантастикой видеть перед собой человека, сочинившего песни, которые вошли в мою жизнь с раннего детства ("Ландыши", "Черное море мое" и т. п.). В прошлом году увидела свет "Морская энциклопедия Одессы", где была помещена моя статья об О. Фельцмане, а также микрорассказ ("капсула") об одной из его самых знаменитых песен, основанный на беседе с композитором.
Композитор Оскар Фельцман любил вспоминать, как удалось спасти от запрета песню "Черное море мое", написанную им для фильма "Матрос с "Кометы".
Идея этой песни родилась у поэта Михаила Матусовского, которому пришли на ум две строчки:
Самое синее в мире -
Черное море мое...
Сам поэт посчитал их "ужасными", но композитор, урожденный одессит, знавший не понаслышке, каким бывает Черное море, подбодрил соавтора.
Художественный совет принял фильм "на ура", причем особенно хвалили песни. Но в Комитете по кинематографии были иного мнения: это - "пошлятина". Через некоторое время состоялось заседание Коллегии Министерства культуры, где обсуждался вопрос о снятии фильма с репертуара, причем одним из аргументов было то, что главная песня картины не удалась, она оказалась "пошлой" и народ ее петь не будет.
Дело было летом, стояла жара, окна были открыты, а в здании
напротив велись ремонтные работы. И тут член Коллегии,
знаменитый режиссер Рубен Симонов вдруг сказал: "А послушайте,
что там девушки на лесах поют". А девушки-маляры пели: "Тот,
кто рожден был у моря..." Случился большой конфуз. Первым
опомнился министр культуры: "Мы же не собираемся запрещать
картину, мы так - критикуем..." И "пошлая" песня звучит до сих
пор, ее можно назвать "неформальным гимном" Черного моря.
Александр ГАЛЯС.
На фото:
О. Фельцман и И. Кобзон (1960-е гг.);
О. Фельцман в домашней обстановке.