Номер 02 (592), 11.01.2002
Возвращаются святыни. Возвращаются на те места, где были они уничтожены варварской рукой тех, кто не имел Бога в сердце и душе своей. На месте, где много десятилетий после уничтожения одного из символов и защитников Одессы СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО кафедрального собора по ночам воцарялась скверна, вновь собираются люди, чтобы вознести молитву Господу Богу своему.
Впрочем, как сказал Его Высокопреосвященство митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, обращаясь к верующим, собравшимся на торжественное богослужение, посвященное светлому празднику Рождества Христова и приуроченное к нему освящение нижнего храма возрождающегося Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора, ангелы не покидали Соборную площадь, и праведники подчас слышали их пение и звон колоколов. Наверное, поэтому Соборная площадь (а в памяти людской площадь оставалась Соборной, невзирая ни на какие переименования), как ни один другой сквер Одессы притягивала днем матерей с безвинными младенцами.
Ныне вновь вознеслась над Одессой колокольня собора, возведенная на деньги тех, кому не безразличен наш город, кто стоит за то, чтобы оскверненные святыни возвращались на свои места. Список жертвователей занял бы не один номер нашей газеты. Но есть ли в нем нужда, если их имена известны Богу, которому дороги и те, кто имел возможность вложить большой камень в строительство собора, и те, чья лепта позволила добавить еще одну песчинку в строительный раствор.
Да, вновь плывет над площадью, над городом колокольный звон. Это не тот колокол, который, был отлит из вражеских турецких пушек, чей голос слышен был по воспоминаниям старожилов, даже в Беляевке.
Будет ли собор тем же, что был? Достаточно ли воссоздать его архитектурный облик? Ведь многие святыни, многие исторические ценности утрачены. Войдет ли его колокольня снова во все лоции, которыми пользовались на кораблях, входивших в Одессу? Будут ли снова проходить парадом перед ним уходящие на войну воины? Будут ли с его кафедры благославляться те начинания, те события, которые имели значение для всех жителей города, независимо от их вероисповедания и конфессии, как когда-то было благословлено и освящено строительство одесского водопровода?
Будут ли упокоены под его сводами тела тех, кто равен был бы по Божьей благодати пяти святителям в том числе и Иннокентию-Златоусту, что были захоронены в соборе? Или те, чьи заслуги перед городом, краем были бы равны заслугам графа Воронцова? Будут ли венчаться в нем такие немеркнущие звезды, как Вера Холодная?
Будут ли в нем иконы, равные по чудодейственной силе Касперовской иконе Божьей матери?
Что ж, найден (и идут переговоры о его возвращении) в Петербурге медный крест, отлитый из монет, оставляемых солдатами, уходящими на русско-турецкую войну.
Воцаряются в Храме Господнем ценные подарки, преподнесенные и самим митрополитом, и простыми верующими гражданами Одессы. В том числе четыре ценных подсвечника, Евангелие XVIII века, иконы и среди них икона XVIII века Спаса Нерукотворного.
И главный подарок НИЖНИЙ ХРАМ, которого не было, хотя по всем канонам православной канонической церкви он должен был бы быть в старом соборе.
На освящение нижнего храма, где службу возглавил сам Высокопреосвященейший митрополит Агафангел, собралось почти 10 тысяч человек (2 тысячи из них в самом нижнем храме), которые, несмотря на мороз, не уходили с площади перед собором, откуда неслись слова службы и пение Митрополичьего хора, управляего регентом М. Маркивом.
Елена КОЛТУНОВА.