Номер 01 (694), 09.01.2004

ДОЖДАЛИСЬ! ЧТО ДАЛЬШЕ?

Несколько лет только и было разговоров о грядущей пенсионной реформе. Для журналистов проводились семинары, и в результате появлялись статьи с туманными размышлениями о том, какова будет реформа, и с однозначным выводом, что "спасение утопающих в скором будущем станет делом рук самих утопающих". То есть, не успев вступить в работоспособный возраст, человек должен будет думать о тех временах, когда он станет неработоспособным пенсионером.

Наконец свершилось. Реформа разработана, принята и вступает в силу с 1 января 2004 года. Начался процесс пересчета пенсий. Пенсионеры принялись осаждать двери учреждений, которые они по старинке именуют райсобесами. Дикторы телевидения напрасно взывали к гражданам с просьбой успокоиться. Пересмотр пенсий будет идти по хранящимся в пенсионных делах документах. Уменьшение пенсий исключено. Дополнительные документы для пересмотра стажа и зарплаты тех, кто продолжает работать в пенсионном возрасте, будут приниматься весь 2004 г. (при этом независимо от дня подачи все дополнительные суммы будут выплачены с 1 января 2004 г.). И все равно не единожды обманутый народ продолжал волноваться. И понемногу скапливались вопросы: почему, зачем, как, что делать и, конечно, кто виноват.

Попробуем ответить на них более или менее четко, хотя на декабрьском семинаре, проведенном для журналистов Одессы и Николаева, выяснить до конца все детали оказалось сложным, хотя на вопросы отвечали не только руководители управления по социальной защите населения Одесской области, но и гости из Киева, в том числе один из авторов реформы.

1. ПОЧЕМУ?

Почему понадобилась реформа, неужели только из стремления свести все к европейским стандартам без учета разницы уровня жизни в Украине и у ее западных соседей? На этот раз все не совсем так. Есть один фактор общий для всей Европы и вообще для всех развитых стран. Это фактор СТАРЕНИЯ наций.

Наверное, почти все знают, что пенсии выплачиваются из Государственного пенсионного фонда. Бюджет пенсионного фонда складывается из отчислений с предприятий (32 % от фонда заработной платы). Кроме того, все работающие граждане выплачивают 1 % (если их заработок не превышает 150 грн) или 2 % (при заработке большем 150 грн) в виде так называемого пенсионного налога.

То есть РАБОТАЮЩИЕ КОРМЯТ ПЕНСИОНЕРОВ. На сегодня число пенсионеров составляет 28 % от числа работающих. Таким образом, на каждого пенсионера приходится более трех кормильцев. Такова демографическая картина. Но, к сожалению, она меняется с каждым годом. Возникает ситуация, просчитать которую совсем непросто. Судите сами.

Население уменьшается за счет того, что смертность превышает рождаемость. То есть рождается меньше будущих работников... "Но и убывает больше пенсионеров!" – может, недослушав, перебить меня спешащий с выводами собеседник. И ошибется. Беда в том, что речь идет не только об естественном уходе из жизни людей. Наоборот, продолжительность жизни увеличилась. Однако велика детская смертность (особено в грудничковом возрасте, чаще всего сразу после появления на свет), велика смерность в работоспособном возрасте. Рак, СПИД, наркомания, травматизм, насильственная смерть вносят немалую лепту в то, что не только уменьшается число работающих, приходящихся на одного пенсионера, но проглядывается тенденция к тому, что к 2020 году число пенсионеров в Украине увеличится на 2 миллиона человек. Чтобы выравнять положение, многие европейские страны пошли на увеличение возрастного ценза. Это вызвало протесты, вплоть до проведения стачек (в Бельгии и Франции). Возрастную планку в Украине решено пока не поднимать (не тот уровень жизни и соответственно не то состояние здоровья наших граждан). Однако Европа, несмотря на принятые меры, живет в ожидании так называемого бэби-бума, то есть протеста молодежи против больших отчислений на содержание пенсионеров.

Французское правительство решилось еще на одну меру, весьма непопулярную среди госслужащих. Оно уровняло их в пенсионном обеспечении с лицами, работавшими в частных предприятиях. Последнее было бы неплохо провести и в Украине. Судите сами. Максимальная пенсия в Украине достигает 15448 грн 50 коп. В то время как средняя пенсия по стране – 120 грн. Воистину чудовищная вилка.

2. ЗАЧЕМ?

Итак, причины, приведшие к проведению реформы, ясны. Остается понять зачем, то есть с какой целью она принята. Ответ прост: реформа преследует цель уменьшить материальное давление на работающих, вынужденных содержать неработоспособное население.

3. КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

С помощью введения двухуровневой пенсионной системы. Это значит, что бюджет Пенсионного фонда будет складываться из отчислений двух родов.

Во-первых, работодатель по-прежнему должен будет вносить в Пенсионный фонд 32 % от фонда заработной платы (с 2007 года – 27 %). С 2007 года, с момента пересмотра страхового взноса, вносимого работодателем, каждый работающий будет отчислять в Пенсионный фонд 7 % от своей зарплаты – это так называемое обязательное пенсионное страхование (до 2007 г. пенсионный налог с работников отменяется). При страховом стаже 20 лет (для женщин) и 25 лет (для мужчин) минимальная пенсия составит 20 % от средней зарплаты. Но что такое страховой стаж? Чем он отличается от простого рабочего стажа в общепринятом понимании?

Страховой стаж определяется годами, в которые данное лицо работало и при этом оплачивало пенсионные взносы. При этом засчитываются только те годы (месяцы), когда взносы были не меньшими, чем взносы, высчитанные из минимальной заработной платы. (Для лиц, имеющих уже на 1 января 2004 г. трудовой стаж – он будет засчитываться, как страховой). Таким образом, становится важным, чтобы человек был зачислен на работу официально и чтобы его работодатель вносил за него положенные 32 (27) процентов.

В основу расчета пенсий будет браться персонифицированные данны, которые несут информацию про страховой стаж и заработную плату, с которой вносились страховые взносы. Средний заработок для назначения пенсии будет рассчитываться по персонифицированным данным за весь период страхового стажа. Если стаж складывается из трудового стажа до 1 января 2004 года и страхового стажа, полученного после 1 января 2004 г., то часть пенсии будет расчитана по закону действуюшему до, а соответствующая часть – по закону введенному после 1 января 2004 г.

"Потолок", ограничивающий ранее пенсию упраздняется, однако могут быть ограничения, связанные с ограничением заработка, с которого выплачиваются пенсионные взносы, а также связанные с величиной коэффициента страхового стажа.

Как будет производится расчет пенсий, механика этого процесса, а также как был произведен перерасчет пенсий нынешним пенсионерам, читайте в следующем номере нашей газеты,

(Окончание следует.)

Елена ГРИГОРЬЕВА.