Номер 01 (591), 04.01.2002

ЛЕБЕДИНЫЙ ЛИМАН, или БЛАГОСОСТОЯНИЕ,
ПОЛУЧЕННОЕ ИЗ ВОЗДУХА

Сначала было трудно подобрать название статьи, в конце концов пришлось остановиться сразу на двух. Затем начались поиски начала. Вариантов было много...

— Мы вошли в помещение, похожее на капитанский мостик современного лайнера: широкий обзор, полумесяцем вытянувшийся пульт управления, с которого подмигивали нам лампочки приборов. Не верилось, что мы в цехе большого завода.

Или – мы шли широким светлым застекленным переходом, украшенным низкими вазами с цветами. Справа и слева открывался фантастический вид: с одной стороны парили уходящие в голубое небо трубы, с другой, за ухоженной подъездной площадью, сверкала гладь лимана.

Или – нас поражали чистота и тишина. И если бы не то, что из помещения в помещение можно было попасть только с помощью магнитной карты, открывающей дверь, то можно было бы вообразить, что мы попали на экскурсию в огромный санаторий.

Нет, пожалуй, лучшего всего так: казалось, что нам изменили все пять органов чувств. Трудно было поверить глазам, ушам, осязанию, обонянию и даже вкусу (комплексный обед в заводсткой столовой за два шестьдесят тянул на ресторанный). Особенно обонянию - никаких неприятных запахов. Аммиаком и не пахло, хотя мы находились на территории Припортового завода, который, по словам его противников, угрожал накрыть аммиачным облаком Одессу.

Вспомнились все баталии вокруг "хаммеровского подарка". Зримым памятником им является недостроенный и уже разрушающийся корпус 3-го карбомидного завода, а невидимым построннему глазу остается курган из вложенных в него, в распроданное с убытком денег оборудование.

А куда лучше было бы в честь завода воздвигнуть обелиск в виде хлебного каравая, выращенного с помощью удобрений (аммиака, карбомида и пр.), полученных на Одесском припортовом заводе. Впрочем, это нереально: обелиск превзошел бы самую высокую гору.

Земледельцы давно убедились в том, что концентрированные азотные удобрения – гуано, поставляемое людям чайками, многомиллионными колониями гнездящимися на тихоокеанских островах, – позволяет получать высокие урожаи. Еще в начале XX века ученые разработали методику получения азотных соединений из природных ресурсов Земли. Но т.н. "зеленую революцию" произвел метод синтеза аммиака из атмосферного азота и водорода, поставленный не промышленные рельсы.

Именно значительным поставкам азотного удобрения, отпущенного Припортовым заводом хлеборобам одесщины, мы обязаны небывалому урожаю 2001 года.

Строительство Одесского припортового завода было начато еще в 1975 г., а в декабре 1978 уже была получена первая продукция жидкого аммиака, и введен в эксплуатацию комплекс по перегрузке аммиака с расчетной мощностью 4 млн тонн в год. 1979 год ознаменовался началом эксплуатации комплекса по перегрузке суперфосфорной кислоты мощностью 1 млн тонн в год.

Это было, как говорится, на заре юности завода. А что же сейчас? Сейчас заводской цех по производству аммиака с расчетной мощностью в 900 тысяч тонн в год выпускает свыше 1млн тонн продукции. Цех по производству карбомида – проектная мощность 600 тысяч т/г — производит 726 тысяч тонн. Комплекс по перегрузке аммиака перегружает в год 3,6 млн тонн (что на 600 тысяч тонн больше планируемого).

Работу завода обеспечивают больше 30 подразделений. Если уж речь зашла о цифрах, то вот еще две, наиболее убедительные: Припортовый завод производит 25 % всей продукции, выпускаемой в Одесской области, и его доля в бюджете достигает 15 %.

Огромное значение имеет местоположение завода, раскинувшегося на 270 га. Самая глубоководная акватория одесского причерноморья, Григорьевский или Малый Аджалыкский лиман, позволяют не только отгружать свою продукцию на эскпорт (страны-импортеры аммиака, карбомида, метанола – это Турция, Греция, Испания, Израиль, Марокко, Тунис, Мексика, Бразилия, Чили, Вьетнам и др.), но и работать как перевалочный комплекс. И если аммиак из разных городов Украины поступает на завод по железнодорожным путям, то аммиакопровод Тольятти- Горловка- Одесса протянулся на 2414 км. Перегрузка продукции, поступающей по этому аммиакопроводу из других предприятий стран СНГ дает заводу еще 15 % прибыли.

И последняя цифра: завод дает работу 4000 человек. И если изначально на завод приезжали работать со всего Советского Союза, то теперь они все: и ветераны, и молодые заводчане – жители города Южного с развитой инфрастуктурой, с отличными красивыми домами, с большими культурными центрами, с прекрасной перспективой. Ведь держится город на 3-х мощных китах: Припортовом заводе, порте Южном и наконец вступившем в строй нефтеперегрузочном комплексе (нефтетерминале, которого тоже многократно предавали анафеме), не говоря уже о "Трансбункерюге", "Трансинвестсервисе" и зерновом перегрузочном комплексе "Трансойл".

Коллега рассказывала, что ее мать живет в Южном, и никак ее не уговорить переехать поближе к дочери в Одессу – больно уж отличаются бытовые условия и коммунальные услуги в жемчужине Черного моря и ее маленьком соседе. А что цены на рынке Южного чуть выше? Да ведь зарплата работников завода колеблется в пределах 1000- 1200 грн.

А еще, возможно, все же будет СЭЗ "АДЖАЛЫК", просчитанная, экономически обусловленная и явно перспективная, но, увы, попавшая под мараторий в связи с тем, что ряд открытых сгоряча, не так по экономическим, как по политическим соображениям, СЭЗ себя не оправдал. Или, в крайнем случае, утвердят в качестве эксперимента внедрение в регионе Южного голландской системы налогооблажения, которая не только позволит еще выше поднять экономический уровень в этом регионе, но и перестанет отпугивать инвесторов, как отпугивает их сегодняшнее положение дел.

Кстати, если отвлечься от перспектив г. Южного и Припортового завода, то на сегодняшний день государство никак не рассчитается с заводом за НДС. Долг государства к концу года достигнет 30 млн грн. Но заводчане боятся, что после Нового года государство себе этот долг простит.

А что касается экономии, то она южан не пугает. Двойная система охраны завода, пульт центрального контроля, фиксирующий малейшие изменения и отклонения (с анализом ситуации), отлично оснащенная современным оборудованием служба газоспасателей и т.д. И если даже не верить своим носам (а мой нос проверен на чувствительность одесским заводом "Пломбир", возле которого порой трудно дышать из-за запаха аммиака), то есть объективный котроль. Не только самые крупные бычки ловятся в районе Аджалыка, но и не улетают с него белые лебеди, которые, плавно погружая головы в воду, как бы прощались с нами, когда мы возвращались в Одессу.

Елена КОЛТУНОВА.