Номер 16 (1261), 30.04.2015

КАК МУЗЫКА СТАЛА РЕАЛЬНОСТЬЮ

Программа Алексея Ботвинова "Визуальная реальность музыки" прошла практически на аншлаге. Оригинальная трактовка классического наследия и сочинений современных авторов - сочетание академического стиля пианиста с ярким видеорядом - привлекла в зал слушателей буквально всех поколений, включая дошкольников. На концерте побывали и наши молодые авторы - студентки факультета журналистики Юракадемии, которые делятся своими впечатлениями.

Оксана СИТИНСКАЯ: "Зал заполнен. Поставили даже дополнительные стулья. На сцене интригующе висит огромный белый экран. Свет гаснет. Подсвеченной остается только сцена, на которую после вступительного слова Романа Бродавко выходит Алексей Ботвинов.


Первые ноты. На экране появляются кадры - клавиши фортепиано, по которым ловко прыгают пальцы музыканта. Идет прямая трансляция игры на холст. Сквозь дымку проступает лицо пианиста. А потом возникают абстрактные образы, причудливые сплетения, зеркальный коридор.

Уже с первых минут ты полностью погружаешься в музыку. Невозможно отвлечься ни на миг, ибо ждешь, какие метаморфозы последуют дальше.

Вот на экране вращается раковина доисторической улитки. Она неоднотонная, с множеством песчинок и причудливых линий. А потом раковина превращается в космос. Песчинки становятся звездами, линии - галактиками.

А вот лес. Верхушки деревьев укрыты снегом, сквозь который пробивается зелень хвои.

Раскат грома. Молния. Гроза в начале мая... Яркие вспышки света, хмурое небо. Удар аккордов...

Затем все покрывается легкой дымкой, и эта дымка проникает в зал. В свете прожекторов она накрывает зрителей, клубится в воздухе. Кажется, будто космос проник в филармонию и вокруг тебя зарождается новая галактика. Галактика музыки...

Звучит знаменитая "Элегия" Рахманинова. Полет сквозь небо. Такое ощущение, будто ты паришь, чувствуя прикосновение облаков.

Но вот и последнее произведение. Свет, поклон, цветы.

Вроде бы еще нет такой машины, с помощью которой можно путешествовать сквозь пространство. Но на этом концерте такое путешествие удалось. Из космоса в зимний лес, в небо и глубоко под воду. Это было путешествие в визуальную реальность музыки".

Яна САМКО: "Конечно, я ждала, что будет интересно. Но, как только прозвучали первые звуки и появились на экране первые образы, все представления затерялись в памяти. Остались лишь сцена, музыка и я.

Первая часть концерта была исполнена в теплых тонах. Ты словно оказываешься дома, укрытый теплым одеялом, а вокруг - вихрь из нот и больше ничего. Ты теряешься в этом одеяле, тебе совершенно не хочется из-под него вылезать.

Зато вторая часть концерта, исполненная в холодных тонах, резко выдергивает из-под одеяла. Теперь ты оказываешься в тех местах, которые передаются музыкой и видеорядом, - небеса, горы, леса.

На протяжении всего концерта каждой клеточкой своего существования ты чувствуешь музыку. Она заполняет душу, сердце и голову. Это необыкновенное искусство перенесения реальности творится талантливым человеком с помощью всего семи нот.

Прозвучала последняя мелодия, но теплый осадок музыкально-виртуальной реальности еще долго заставляет переноситься в вихрь, теперь уже звучащий в сердце".

Екатерина БУТЕНКО: "Классическую музыку я привыкла слушать без сопровождения. Она будоражит фантазию и будит в душе те образы, которые обычно видишь лишь в мечтах. И я сперва опасалась, что буду отвлекаться на визуальный ряд и не смогу сконцентрироваться на своих чувствах. Но все опасения оказались напрасными. Мне сложно передать, как это прекрасно - с головой нырнуть в себя.

Хотя в зале было полно людей, возникало ощущение, будто находишься дома. Когда моя соседка случайно задела меня локтем, я вздрогнула, потому что так глубоко ушла в себя, что позабыла, где нахожусь...

"Визуальная реальность музыки" - название очень подходящее. Благодаря удачно подобранному видеоряду музыка действительно стала реальнее. А если быть точным - она создает эту самую "реальность", да такую живую и пульсирующую, что сложно поставить под вопрос ее существование.

Музыка и живопись - замечательное сочетание, и это здорово удалось продемонстрировать пианисту Алексею Ботвинову и ви-джею "Videomatics"".