Номер 10 (1499), 19.03.2020

"КОMEDIADA" ВМЕСТО КОМЕДИАДЫ

Знаменитый клоунский фестиваль Комедиада, который последнее десятилетие по праву считается главным событием Одесской Юморины, по известным причинам перенесен на неопределенный срок. Но тех, кто хотел бы увидеть нечто оригинально-клоунское, все равно могут прийти в Дом клоунов, где проходит выставка фотомастера Сергея Гуменюка "КОMEDIADA".


Конечно, назвать сие событие альтернативой Комедиады было бы рискованно, тем более, что проект бы задуман как своего рода прелюдия к фестивалю. Но на стенах Дома клоунов можно увидеть много знакомых персонажей из числа участников фестиваля. Оригинальность же выставке придает уникальная техника, в которой выполнены фотографии. Называется эта технология — цианотипия на акварельной бумаге с тонированием. Процесс создания каждого фото настолько сложен, что в отличие от обычной фотографии, здесь каждая единственная и неповторимая.

"Экспериментируя с альтернативными методами печати своих работ, — рассказывает Сергей Гуменюк, — я пришел к выводу, что их использование делает произведения интересными, а творческие замыслы — убедительными. Нет никакой тайны в том, что каждое художественное произведение, каждый сюжет в визуальном искусстве должны иметь свой размер, свою технику исполнения и свою подачу.

Цианотипия, или солнечная печать, — это старый способ монохромной фотографической печати, который давал отпечатки голубого оттенка. Изобретен этот способ в XIX веке английским ученым сэром Джоном Гершелем почти сразу после создания дагеротипов. В 1842 году состоялась публичная презентация этого метода в Королевском научном обществе в докладе "О химическом воздействии лучей солнечного спектра на препараты на основе серебра и других веществ, металлов и не металлов, а также о некоторых новых фотографических процессах"".

Говоря о героях своих работ, председатель правления Одесской фотографической ассоциации, член Международной федерации фотоискусства, заслуженный деятель искусств Украины, напоминает, что первыми клоунами "можно считать шутов, которые вошли в моду в эпоху Средневековья и должны были при дворах правителей и богатых людей смешить народ. Само же слово "клоун" возникло на рубеже Средневековья и Нового времени в Англии XVI века: им обозначали комических персонажей в театральных постановках. А уже с XVII века клоуны появились в разных странах Европы.

Мне нравятся эти люди. За яркой веселой маской скрываются творческие натуры и сильные характеры, а за видимой простотой и дурашливостью стоят годы нелегкого кропотливого труда — физического и интеллектуального. Они и актеры, и жонглеры, и эквилибристы, и дрессировщики, и акробаты. Недаром профессия клоуна считается самой сложной в цирковом искусстве. Клоун должен быть и драматургом, и сам себе режиссером, и визажистом, и костюмером. Он должен уметь придумать такую реплику, которая и рассмешит, и удивит, заставит зрителей задуматься. Фантазия, наблюдательность, оригинальность, умение импровизировать — все это должно быть в работе клоуна.

Очень рад, что героями моего нового цикла фотоснимков, представленных на этой выставке, стали клоуны. Серия фактурных портретов, жанровых сцен и фрагментов номеров была снята в течение семи лет во время Международного фестиваля клоунов и мимов Комедиада".

Остается добавить что выставку можно увидеть в Доме клоунов (Ольгиевская, 23), с 12.00 до 17.00, выходной — воскресенье. Вход свободный.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО с открытия выставки.