Номер 16 (606), 05.04.2002

ЮМОРИНА НА СВЕЖУЮ ГОЛОВУ

Обещанная ранее полуночная встреча юморинного нового года на Дерибасовской, что по задумке оргкомитета должно было возвестить миру об одесской Юморине еще в ночь с 31 марта на 1 апреля, не состоялась. Учитывая то, что весь городской административный ресурс за день до Дня смеха был занят несколько другой "юмориной", то с идеей шумно встретить новый юморинный год на главной улице Одессы с первыми минутами прихода первого дня апреля пришлось расстаться. Впрочем, это оказалось не единственным упущением. Такой сумбурной и непродуманной в плане организации Юморины, кажется, не было. Еще за неделю до этого оргкомитет сетовал на пресс-конференции, что многое из запланированного не удается реализовать в силу отсутствия финансовых ресурсов, что на этот раз Юморина технически остается без двух концертных площадок – Русского и Украинского театров, наконец, даже нет возможности заранее расклеить афиши на тумбах и стендах, поскольку все они заполнены предвыборной агитацией. Однако больше поражало не обилие вынужденных проблем, а, к примеру, то, что даже за неделю до начала Юморины оргкомитет еще так и не мог предоставить четкую информацию и расписание первоапрельских мероприятий и концертов. Поэтому журналистам, для того чтобы вовремя оповестить своих читателей о календаре Дня смеха, пришлось проявить немало настойчивости и терпения и лишь за пять дней до Юморины наконец-то заполучить в оргкомитете заветный список запланированных мероприятий. Как выяснилось позже, многое из этого продолжало подвергаться корректировке и дальше.

ПЕРЕХОД НА ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ

Первую шутку оргкомитет "подарил" уже утром 1 апреля, когда запланированная на 11.00 церемония открытия нового памятника персонажам песни "Шаланды, полные кефали" во дворике Литмузея началась на час раньше. Со своевременным оповещением у организаторов выявились большие неспособности. Поэтому к одиннадцати утра, когда вся церемония уже была позади, во дворик Литмузея начала сходиться большая часть представителей одесских масс-медиа и с утра пораньше высказывать друг другу все, что они думают по этому поводу, а заодно – по поводу оргкомитета.

КАРНАВАЛА – НЕТ

К счастью, что касается карнавального шествия на Дерибасовской, то оно началось в запланированное время. Правда, и тут трудно было удержаться от разочарования. Заверения организаторов, что карнавальная колонна будет еще больше и еще красочней, чем раньше, оказались далеки от действительности. Если в прошлые годы, стоя, к примеру, на Дерибасовской, можно было наблюдать движение всей колонны в течение минут сорока, то теперь на это ушло вдвое меньше времени – двадцать минут. Да и качественный уровень оформления карнавальных декораций мог вызвать лишь череду воспоминаний на тему: "А вот раньше..." В этот раз, в отличие от прошлых лет, в колонне было лишь несколько движущихся конструкций, которые, к тому же, появляются на Юморине из года в год. Основная же часть была укомплектована группами от вузов и районов, напоминая не столько первоапрелький карнавал, сколько первомайскую демонстрацию трудящихся.

Бросалась в глаза и скудность в оформлении декораций и костюмов, а также ограниченность в их выдумке, на фоне чего прошлые карнавальные шествия также выглядели на уровень выше. Несколько смешных деталей, как, к примеру, похоронная колонна "Ножек Буша" общего впечатления не скрашивали. Для Жмеринки или Житомира такой карнавал – в самый раз, но вряд ли для Одессы, стремящейся попасть в число карнавальных городов мира или, в лучшем случае, культурного центра на юге Украины.

Поэтому куда более запоминающимся, чем некоторые карнавальные наряды, оказался костюм, в котором во главе колонны шествовал по Дерибасовской городской голова Одессы Руслан Боделан. Вообще, политические мотивы не обошли стороной и карнавальное шествие, давая богатый аналитический материал специалистам в области подсознательных импульсов. В самом начале колонны организаторы поставили процессию с красным полотнищем и начертанной на нем надписью "1 апреля" на трех языках: русском, украинском и идиш. Кое-где мелькали лозунги "Мэру – мир" и "Павлюк поднимает паруса", ближе к концу в колонне шествовали три богатыря с табличками "Путин", "Лукашенко" и "Кучма". Причем белорусский батько почему-то был посередине в образе Ильи Муромца, а Путин справа – прототип Алеши Поповича.

ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ

Достойный финальным аккордом "Юморины-2002" можно по праву считать традиционное театрализованное шоу на стадионе, которое в этом году по количеству накладок превзошло само себя и стало рекордсменом за всю историю Юморины. Уже в самом начале представления ведущий пламенным голосом представил почетных гостей – мэра Одессы Руслана Боделана, основного спонсора праздника – начальника Одесского порта Николая Павлюка, президента Юморины Олега Филимонова и, призвав зрителей хлопать сильнее, пригласил трех дорогих гостей сделать почетный круг на белом мерседесе и подняться на сцену.

В мерседесе и на сцене оказался лишь Олег Филимонов. Под завершение программы вместо объявленного ведущим гимна Юморины из динамиков многозначительно зазвучали звуки шлягера "Спайс Герлз". В самом конце, когда отгремели все фейерверки, отзвучали все гимны и все слова прощания, а зрители уже потянулись к выходу, на сцену после паузы снова поднялся ведущий и сообщил, что праздник не закончен, и сейчас выступит группа "Доктор Ватсон". Вышедшие на сцену исполнители многозначительно сообщили, что уже даже подумывали уезжать со стадиона и что это так по-одесски, выступать, когда все уже завершилось. Но, видимо, не все. Успев спеть несколько композиций, музыканты были вынуждены наблюдать вокруг себя неповторимое зрелище. Вначале робко, а затем все увереней на поле начали выбегать дети и срывать на память воздушные шарики. Быстро разделавшись с задворками футбольного поля, сотни "цветов жизни", словно саранча, перекинулись в сторону сцены и быстро лишали ее единственной детали интерьера вопреки тщательным попыткам администраторов призвать подрастающую смену к порядку и пресечь расхищение реквизита. Оказавшись в самом эпицентре событий, музыкантам "Доктора Ватсона" не осталось ничего другого, как со словами "неужели все так запущено?" попрощаться с Одесской и покинуть изрядно общипанную сцену.

Изрядно общипанной, впрочем, оказалась и сама программа на главном юморинном шоу. В этом году концертная часть Юморины изначально не отличалась приездом былого количества артистов, сатириков, музыкантов, чем всегда славился День смеха в Одессе. Что же касается стадионного шоу, то перед зрителями выступили только "кролики" Владимир Данилец и Владимир Моисеенко, трое исполнителей главных ролей телесериала "Менты" и "Маски-шоу" с номерами, которые они показывают на Юморине из года в год, как будто в их репертуаре не появляется ничего нового. В остальном два с половиной часа зрителям оставалось лишь коротать время под номера художественной самодеятельности местных талантов, заметно оживившись и разогревшись разве что с появлением народного персонажа Верки Сердючки и компании.

ЮМОРИНА – ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК?

Есть праздники, которых ждут целый год. Но иногда случается и так, что после них приходишь к выводу: хорощо, что этот день бывает только раз в году. К счастью, одесские жители умеют как следует веселиться вне зависимости от условий, которые им могут (точнее не могут) создать организаторы праздников. Но не хотелось бы, чтобы такая тенденция продолжалась. О какой праздничной атмосфере можно говорить, если даже оформление центральной части города скорее напоминало филиал товарного рынка с сувенирной и пиво-закусочной специализацией. Особую фантазию и любовь к своему городу, к примеру, требовалось проявить, чтобы забаррикодировать подступы к памятнику Дюку дюжиной пивных ларьков или нагромоздить прямо над памятником Утесову киоск "Русские блины".

Остается только надеяться, что в следующем году оргкомитет учтет все свои ошибки, и никакие внешние предвыборно-политические условия уже не будут совпадать с первоапрельским праздником. А главное – к организации Юморины будут привлечены профессионалы своего дела, а не старая гвардия местных массовиков-затейников, по которым уже давно плачет заслуженный отдых.

Алексей ЧУКОВ.

Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.