Номер 16 (606), 05.04.2002
Обещанная ранее полуночная встреча юморинного нового года на Дерибасовской, что по задумке оргкомитета должно было возвестить миру об одесской Юморине еще в ночь с 31 марта на 1 апреля, не состоялась. Учитывая то, что весь городской административный ресурс за день до Дня смеха был занят несколько другой "юмориной", то с идеей шумно встретить новый юморинный год на главной улице Одессы с первыми минутами прихода первого дня апреля пришлось расстаться. Впрочем, это оказалось не единственным упущением. Такой сумбурной и непродуманной в плане организации Юморины, кажется, не было. Еще за неделю до этого оргкомитет сетовал на пресс-конференции, что многое из запланированного не удается реализовать в силу отсутствия финансовых ресурсов, что на этот раз Юморина технически остается без двух концертных площадок Русского и Украинского театров, наконец, даже нет возможности заранее расклеить афиши на тумбах и стендах, поскольку все они заполнены предвыборной агитацией. Однако больше поражало не обилие вынужденных проблем, а, к примеру, то, что даже за неделю до начала Юморины оргкомитет еще так и не мог предоставить четкую информацию и расписание первоапрельских мероприятий и концертов. Поэтому журналистам, для того чтобы вовремя оповестить своих читателей о календаре Дня смеха, пришлось проявить немало настойчивости и терпения и лишь за пять дней до Юморины наконец-то заполучить в оргкомитете заветный список запланированных мероприятий. Как выяснилось позже, многое из этого продолжало подвергаться корректировке и дальше.
ПЕРЕХОД НА ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ
Первую шутку оргкомитет "подарил" уже утром 1 апреля, когда запланированная на 11.00 церемония открытия нового памятника персонажам песни "Шаланды, полные кефали" во дворике Литмузея началась на час раньше. Со своевременным оповещением у организаторов выявились большие неспособности. Поэтому к одиннадцати утра, когда вся церемония уже была позади, во дворик Литмузея начала сходиться большая часть представителей одесских масс-медиа и с утра пораньше высказывать друг другу все, что они думают по этому поводу, а заодно по поводу оргкомитета.
КАРНАВАЛА НЕТ
К счастью, что касается карнавального шествия на Дерибасовской, то оно началось в запланированное время. Правда, и тут трудно было удержаться от разочарования. Заверения организаторов, что карнавальная колонна будет еще больше и еще красочней, чем раньше, оказались далеки от действительности. Если в прошлые годы, стоя, к примеру, на Дерибасовской, можно было наблюдать движение всей колонны в течение минут сорока, то теперь на это ушло вдвое меньше времени двадцать минут. Да и качественный уровень оформления карнавальных декораций мог вызвать лишь череду воспоминаний на тему: "А вот раньше..." В этот раз, в отличие от прошлых лет, в колонне было лишь несколько движущихся конструкций, которые, к тому же, появляются на Юморине из года в год. Основная же часть была укомплектована группами от вузов и районов, напоминая не столько первоапрелький карнавал, сколько первомайскую демонстрацию трудящихся.
Бросалась в глаза и скудность в оформлении декораций и костюмов, а также ограниченность в их выдумке, на фоне чего прошлые карнавальные шествия также выглядели на уровень выше. Несколько смешных деталей, как, к примеру, похоронная колонна "Ножек Буша" общего впечатления не скрашивали. Для Жмеринки или Житомира такой карнавал в самый раз, но вряд ли для Одессы, стремящейся попасть в число карнавальных городов мира или, в лучшем случае, культурного центра на юге Украины.
Поэтому куда более запоминающимся, чем некоторые карнавальные наряды, оказался костюм, в котором во главе колонны шествовал по Дерибасовской городской голова Одессы Руслан Боделан. Вообще, политические мотивы не обошли стороной и карнавальное шествие, давая богатый аналитический материал специалистам в области подсознательных импульсов. В самом начале колонны организаторы поставили процессию с красным полотнищем и начертанной на нем надписью "1 апреля" на трех языках: русском, украинском и идиш. Кое-где мелькали лозунги "Мэру мир" и "Павлюк поднимает паруса", ближе к концу в колонне шествовали три богатыря с табличками "Путин", "Лукашенко" и "Кучма". Причем белорусский батько почему-то был посередине в образе Ильи Муромца, а Путин справа прототип Алеши Поповича.
ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ
Достойный финальным аккордом "Юморины-2002" можно по праву считать традиционное театрализованное шоу на стадионе, которое в этом году по количеству накладок превзошло само себя и стало рекордсменом за всю историю Юморины. Уже в самом начале представления ведущий пламенным голосом представил почетных гостей мэра Одессы Руслана Боделана, основного спонсора праздника начальника Одесского порта Николая Павлюка, президента Юморины Олега Филимонова и, призвав зрителей хлопать сильнее, пригласил трех дорогих гостей сделать почетный круг на белом мерседесе и подняться на сцену.
В мерседесе и на сцене оказался лишь Олег Филимонов. Под завершение программы вместо объявленного ведущим гимна Юморины из динамиков многозначительно зазвучали звуки шлягера "Спайс Герлз". В самом конце, когда отгремели все фейерверки, отзвучали все гимны и все слова прощания, а зрители уже потянулись к выходу, на сцену после паузы снова поднялся ведущий и сообщил, что праздник не закончен, и сейчас выступит группа "Доктор Ватсон". Вышедшие на сцену исполнители многозначительно сообщили, что уже даже подумывали уезжать со стадиона и что это так по-одесски, выступать, когда все уже завершилось. Но, видимо, не все. Успев спеть несколько композиций, музыканты были вынуждены наблюдать вокруг себя неповторимое зрелище. Вначале робко, а затем все увереней на поле начали выбегать дети и срывать на память воздушные шарики. Быстро разделавшись с задворками футбольного поля, сотни "цветов жизни", словно саранча, перекинулись в сторону сцены и быстро лишали ее единственной детали интерьера вопреки тщательным попыткам администраторов призвать подрастающую смену к порядку и пресечь расхищение реквизита. Оказавшись в самом эпицентре событий, музыкантам "Доктора Ватсона" не осталось ничего другого, как со словами "неужели все так запущено?" попрощаться с Одесской и покинуть изрядно общипанную сцену.
Изрядно общипанной, впрочем, оказалась и сама программа на главном юморинном шоу. В этом году концертная часть Юморины изначально не отличалась приездом былого количества артистов, сатириков, музыкантов, чем всегда славился День смеха в Одессе. Что же касается стадионного шоу, то перед зрителями выступили только "кролики" Владимир Данилец и Владимир Моисеенко, трое исполнителей главных ролей телесериала "Менты" и "Маски-шоу" с номерами, которые они показывают на Юморине из года в год, как будто в их репертуаре не появляется ничего нового. В остальном два с половиной часа зрителям оставалось лишь коротать время под номера художественной самодеятельности местных талантов, заметно оживившись и разогревшись разве что с появлением народного персонажа Верки Сердючки и компании.
ЮМОРИНА ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК?
Есть праздники, которых ждут целый год. Но иногда случается и так, что после них приходишь к выводу: хорощо, что этот день бывает только раз в году. К счастью, одесские жители умеют как следует веселиться вне зависимости от условий, которые им могут (точнее не могут) создать организаторы праздников. Но не хотелось бы, чтобы такая тенденция продолжалась. О какой праздничной атмосфере можно говорить, если даже оформление центральной части города скорее напоминало филиал товарного рынка с сувенирной и пиво-закусочной специализацией. Особую фантазию и любовь к своему городу, к примеру, требовалось проявить, чтобы забаррикодировать подступы к памятнику Дюку дюжиной пивных ларьков или нагромоздить прямо над памятником Утесову киоск "Русские блины".
Остается только надеяться, что в следующем году оргкомитет учтет все свои ошибки, и никакие внешние предвыборно-политические условия уже не будут совпадать с первоапрельским праздником. А главное к организации Юморины будут привлечены профессионалы своего дела, а не старая гвардия местных массовиков-затейников, по которым уже давно плачет заслуженный отдых.
Алексей ЧУКОВ.
Фото Леонида БЕНДЕРСКОГО.