Номер 21 (664), 06.06.2003

ДОРОЖНЫЕ ПОРТНЫЕ

"Доктор, сшейте мне костюм, я в этом уже не могу..." Вспомнили Жванецкого? Вот такими же словами могли бы взмолиться наши дороги. Водители чертыхаются и укатывают, а дорога остается на месте и продолжает "радовать" остальных...

— Вы видите перед собой не всю дорогу, а лишь ее верхнюю часть, "одежду". Остается скрытой основа, на которую укладывают асфальт, – рассказывает А.Г. Аветисян, начальник Управления производственно-технологической комплектации (УПТК) гордорремстройтреста (ГДРСТ).

Артак Георгиевич повстречался мне в разгар ремонта проезжей части улицы Ришельевской. Целый квартал, охваченный ремонтом, уже был зачищен. Отдельные участки, казалось, настолько механически обработаны, отфрезерованы, что – бери и езжай... Одни самосвалы увозили измельченный верхний слой разбитого за многие годы транспортом и непогодой асфальта, другие причаливали к асфальтоукладчику, чтобы наполнить его свежей порцией дымящегося нового асфальта. К Артаку Георгиевичу то и дело подходят бригадиры, рабочие. Вот он опять улучил минуту для рассказа.

— Асфальт, который сейчас разглаживают катки, производится на асфальтобетонном заводе нашего УПТК. Продукция, едва ли не единственная в регионе, удостоенная сертификата качества УкрСЕПРО. Сейчас выпускается восемь видов асфальта, мелко- и крупнозернистого, и все виды идут на наши дороги. Технический надзор (отбор проб, испытание в независимых лабораториях) осуществляют специалисты Одесского центра стандартизации, метрологии и сертификации.

— Артак Георгиевич, эта технология, оборудование для ее выполнения и система контроля возникли ведь не вчера. Как же вы объясняете то состояние дорог, которое мы все ощутили на себе в последнее время?

— Согласно государственному стандарту, срок службы обычных городских дорог, рассчитанных на пассажирский автотранспорт и среднестатистические метеоусловия, составляет 5-7 лет. Перепады температур, имевшие место прошедшей зимой и в начале весны, циклические заморозки-разморозки губительно повлияли не только на асфальт, уложенный более пяти лет назад, но и на более "свежие" участки. Для выполнения нынешнего ремонта городской власти понадобилось изыскать около 30 млн грн.

Несмотря на ранее объявленные намерения избежать "латания дыр", проводимый ГДРСТ текущий ("ямочный") ремонт плавно перетек в средний, которому подверглись около 700 тыс. кв. метров дорог.

— Одесса относится к 4-й климатической зоне, – продолжает А.Г. Аветисян, – а это значит, что временами, реже весной, чаще летом, асфальт перегревается. За рубежом в таких случаях идут на временное прекращение движения автотранспорта. С другой стороны, наши дороги, асфальтированные улицы и проспекты строились под одну нагрузку, а сегодня им приходится выдерживать другую, возросшую. Требуется реконструкция.

Мой собеседник не случайно в центре этой работы. У него за плечами Ереванский политический институт (инженерно-строительный факультет, специальность "автодороги и мосты"), Одесский автодорожный техникум и аспирантура в Одесском инженерно-строительном институте. Кандидат технических наук.

— Для ведущихся работ нам пришлось позаимствовать, точнее, арендовать в Киевском облдорстрое специальные фрезерные комплексы, – говорит он.

Май принес с собой погоду, в самый раз пригодную для ремонта дорог. А.Г. Аветисян скромничает, отказываясь от фотосъемки: "Среди асфальтировщиков, которые трудятся сегодня, есть очень опытные специалисты, например, Оганес Геворкян и Меликсет Закарян, оба – 6 разряда. Или Михаил Зубрицкий, бригадир комплексной бригады – трудится на ремонте дорог с 1967 года."

Судя по высказываниям одесских шоферов, кажется, они поверили, что в этом году дороги придут в норму.

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.