Номер 46 (842), 24.11.2006
Не один раз у нас заводили разговоры о тотальном равенстве граждан перед законом. Приводили примеры цивилизованных стран, пытались подстроиться под их опыт. Но разве можно на уровне желаний и предположений изжить специфический менталитет?
Возьмем хотя бы самое наглядное: дорожное движение. Помните, еще при Кучме, а потом и при наследниках громогласно заявляли, что привилегий на дороге быть не должно. Мол, отменим все мигалки, спецпропуска и даже... (страшно подумать!) спецномера. А серий разных, по которым постовые ГАИ легко опознавали непростую масть владельца, было выдумано немало. И пошла показательная процедура замены "блатных" номеров на якобы рядовые. Аж захлебывались от энтузиазма, какие теперь все равные перед законом на дороге будут. Да только как-то случайно вышло, что у неких категорий владельцев номерные знаки стали начинаться, скажем, с трех троечек или пятерочек, а то и вовсе со счастливых семерочек и девяточек. Про нули и говорить не буду. Потихонечку выстроилась новая иерархия знаков для особо важных персон. Поговаривают, что знаки таких серий можно было даже приобрести за энную сумму. Если очень нужно.
Казалось бы, Бог с ними, чудо-номерами. Но, похоже, от сознания, что на твоем авто именно такого ранга знак человек и ездит иначе. Напористо, даже слегка агрессивно. Дорожные знаки и разметка уже вроде и не для них, а уж прочее автостадо практически электорат в самом что ни на есть уничижительном значении этого слова.
Любой водитель и внимательный пешеход сотни раз наблюдали как, словно пожарная машина или "скорая помощь", несется эдакий лимузин с зажженными фарами против движения, норовя проскочить на красный свет, без зазрения совести проскакивая трудные участки по тротуарам. Честно говоря, не видел, чтобы ГАИ притормозило этих ухарей. И не дай Бог столкнуться с таким ездоком: мало шансов оказаться правым.
В нашем городе немало узких мест в автомобильном движении. Однако большинство водителей, хоть и чертыхаются, но едут по правилам. При этом категория безнаказанных несется, как хочет, создавая аварийные ситуации. Утро на Французском бульваре экстрим. Сотни машин, видя вседозволенность для избранных, позволяют себе выехать на тротуар и мчаться по проложенным трамвайным рельсам. Несколько раз видел на пути этих гонщиков посты ГАИ. Но очень редко. И, похоже, все они отделались легким испугом. Как, впрочем, и стоящие на этом самом тротуаре пешеходы, шарахающиеся от машин.
Езда без правил это нахально и умышленно ехать под "кирпич" или в лоб тем, кто выбрал правильный режим вождения...
Впрочем, дорожное движение только видимая часть этой самой езды без правил, которой переполнены все сферы нашей жизни. В эти дни, когда кое-кто без помпы вспоминает 2-летнюю годовщину так называемой "оранжевой революции" и ее символ Майдан, так и хочется напомнить революционерам всех мастей, что народ поднялся на их призывы, чтобы все же уравнять всех перед законом. На это была надежда. Похоже, даже был шанс прорваться из совдеповской оболочки в более демократичную ипостась.
Систему ломать трудно. Очень тяжело сделать бедного судью неподкупным и честным. Сложно заставить недофинансированную милицию защищать всех подряд, а не только тех, кто может заплатить. Трудно ждать от депутата, вложившего миллионы в свой вожделенный мандат, невозможного: искреннего беспокойства о народе, а не о своим бизнесе и приумножении вложенных в политику капиталов.
Отсюда и попытки уже нового правительства возродить старые льготы для близких им олигархов, отсюда попытки выдавить в виде налогов все, что можно, из тех, кто в состоянии платить. По сути дела вся жизнь в Украине сродни езде без правил. Если быть совсем точным, то правила, конечно, создаются и обнародуются. Но они для нас с вами, уважаемые читатели. Те, кто правила создает и за их исполнением наблюдает, сами по заведенной ими же традиции эти правила вовсе не собираются исполнять.
Возможно, это не каждому заметно и понятно. Тогда внимательно понаблюдайте за дорожным движением. Оно куда нагляднее. Это верхушка айсберга.
Аркадий РЫБАК.