Номер 25 (668), 04.07.2003
Реконструкция автодороги Киев-Одесса, которая должна стать первым в Украине автобаном, наконец-то вступила в практическую фазу. Как известно, этот процесс предполагает две стадии: строительство супертрассы, за проезд по которой будут взимать плату, и создание параллельной, бесплатной трассы. Сейчас в некоторых местах уже вовсю корчуют деревья, готовя строительную площадку, а экологи почему-то молчат...
Дело это сложное и многозатратное. Как недавно сообщили в Государственной службе автомобильных дорог, весь процесс реконструкции потребует 9 млрд грн. После чего трасса начнет приносить ежегодный доход порядка 580-600 млн грн. И вот тут возникают вопросы...
Даже при оптимистическом варианте реконструкция окупит себя через 15 лет. Для нашей бедной экономики многовато. Кроме того, за это время может измениться все что угодно: например, какое-то правительство захочет сделать предвыборный "подарок народу" и отменит плату за проезд. Также мы прекрасно знаем, что все доходные части наших бюджетов стоит серьезно корректировать на "усушку и утруску", а ведь на автотрассах столько возможностей для этого (вспомним печальные опыты ГАИ). Хотя, стоит заметить, что доход всегда можно будет увеличить, подняв тарифы за проезд. По расчетам стоимость проезда по автобану легкового автомобиля составит 12 коп./км, грузового 31 коп./км. Но, как известно, тарифы у нас имеют только одну тенденцию к росту. Обещают еще, что параллельно пройдет бесплатная трасса. Однако уже сейчас легко предсказать, в каком состоянии она будет находиться (бесплатная же!), так что водитель, дорожащий своей машиной, волей-неволей вынужден будет пользоваться услугами автобана.
Это только несколько моментов, вызывающих вопросы. Несомненно, их количество начнет возрастать по мере строительства и тем более эксплуатации трассы.
Е. Д.