Номер 20 (663), 30.05.2003
Два дня в национальном морском университете проходила международная научно-практическая конференция, посвященная актуальным проблемам обеспечения безопасности мореплавания и деятельности водохозяйственного комплекса. Инициатором ее проведения стал известный ученый-юрист, профессор Леонид Багрий-Шахматов. А главным предметом обсуждения специалистов из Украины и ряда других стран, оказалась ситуация, которая сложилась в морском и речном транспорте Украины.
Согласно решению декабрьской (2002 г.) сессии Международной морской организации (ИМО) все страны, которые входят в эту структуру, должны в течение полутора лет решить несколько важных задач, касающихся усиления безопасности судоходства, работы портов, судостроительных и судоремонтных заводов. Среди требований ИМО выделяются следующие: необходимо получить международные сертификаты безопасности; иметь специально подготовленные кадры офицеров безопасности; установить на судах не менее трех "черных ящика" и т.п. Если эти меры не будут приняты, то украинские суда могут лишить права заходить в порты стран, которые соблюдают конвенцию ИМО, а иностранные суда перестанут заходить в наши порты. Выиграют от этого только наши конкуренты, в первую очередь, Констанца. Румыны после окончания реконструкции порта смогут перерабатывать там порядка 200 млн тонн грузов. Чем это чревато для нашего региона и для страны, даже трудно себе представить.
Проблема в том, считает Л. Багрий-Шахматов, что руководители транспортной отрасли Украины пока, как говорится, не чешутся. Меры по выполнению решений ИМО могут обойтись в десятки миллионов долларов, однако в госбюджете на эти цели не предусмотрено ни единой копейки. Остроту проблемы подчеркнул и почетный ректор ОНМУ профессор Юрий Воробьев. Если высшие органы власти, сказал он, не займутся решением проблемы, то Украина утратит статус великой морской державы.
И все-таки хочется верить, что серьезные предупреждения, прозвучавшие на одесской конференции, дойдут до слуха наших руководителей.
Екатерина ЖЕРНОСЕКОВА.