Номер 16 (606), 05.04.2002
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Построить город Одессу на берегу Черного моря задача не из легких, и выпала она на долю наших предков. Одна из серьезнейших проблем, с которой столкнулись первостроители Одессы, были оползни. Только за первые 100 лет существования г. Одессы произошло более 200 крупных оползней. Необходимо было в первую очередь защитить стратегически важный район Одесского порта.
Была построена трехступенчатая система водоотводных дренажных сооружений от Военного до Польского спусков. Данная система обеспечивала водоотвод как атмосферных, так и подпочвенных вод.
Первые незначительные трещины здания Одесского государственного академического театра оперы и балета появились в 1900 году. Тогда это отнесли к естественным просадкам здания и дополнительно возвели подпорную стену с восточной стороны. Но когда в 1907 году после землетрясения здание Оперного театра дало трещины и просадки, то специалисты того времени пришли к решению, что просадки происходят вследствие замокания и уплотнения грунтов. Ведь в Одессу пришла Днестровская вода. Построенные дополнительные подземные защитные дренажные и вентиляционные подземные сооружения позволили временно решить проблему дальнейших утечек, провоцирующих просадки зданий.
По 1936 года в Одессе была на ул. Канатной контора, которая занималась эксплуатацией подземных вентиляционных, дренажных и канализационных сооружений. В 1936 году расстреляли последних смотрителей канализационных, дренажных, вентиляционных сооружений. Когда в 1939 году произошло очередное землетрясение, то здания, находящиеся от Оперного театра в восточном направлении, дали дополнительные трещины. Во время войны частично были повреждены канализационные и дренажные водоотводные сооружения и не восстанавливались. Керамические трубы трескаются от просадочного давления грунтов, вызываемых утечками, "замоканием", идет цепное медленное разрушение дренажной и канализационной системы.
Построенная дренажная и канализационная системы во время закладки района Оперного театра из керамических труб и центральных каналов лотков, выполненных из керамической плитки, медленно выходит из строя. Вода, попав через вентиляционные каналы в слой лесов, вызвала массовое замокание.
Последующее землетрясение 1953 года привело к значительным трещинам и просадкам здания Оперного театра и всего района в восточном направлении. Именно по направлению канализационной системы в восточном направлении проходят замокание, подмывание до 1955 года. В 1955 году, закачивая жидкое стекло по периметру здания Оперного театра, его залили и в старую канализационную и в защитную дренажную водоотводную системы.
С начала 70-х годов, вследствие износа водонесущих коммуникаций, уровень грунтовых вод резко увеличивался. Старинная канализационная система, уложенная в глины, начала успешно выполнять дренажные функции. Вода, собирающаяся в канализационной и дренажной системах, из-за забитых жидким стеклом водоотводов искала сток. Именно после заливки жидким стеклом подвалы по ул. Чайковского и Приморскому бульвару были полны воды. Ища сток, вода пошла в вентиляционную дренажную шахту на уровне известняка. В одном из мест, а именно перед зданием Оперного театра, вода, собираемая в старой канализационно-дренажной системе ниже известняков, размывает массив, образуя активные подземные разрушительные процессы. Оперный театр, находясь на острие размыва, стал как бы своего рода барометром разрушения массива Приморского склона. Перед и под Оперным театром вода, ниже известняков, вымыла тысячи кубов грунта, провоцируя громадные внутриземные разрушения. Трудно представить последствия начавшегося сползания данного массива. Это человеческие жертвы, потеря данного района, Оперного театра, здания Городской думы. Потемкинской лестницы, Приморского бульвара, морского вокзала, ул. Суворова, портовых сооружений. Ведь вследствие длительного, более 50-летнего подмывания, состояние данного массива близко к катастрофе оползня.
С 1954 по 1957 гг., при реставрации Оперного театра, была проведена силикатизация, то есть под фундамент по всему периметру была залита силикатная масса (жидкое стекло). Первое: толщу закачки силикатизации выполнили неравномерно. Это привело к временному перераспределению нагрузок здания, и оно лишь усугубило положение здания Оперного театра. Второе: не убрав причину, пытались исправить следствие. Третье: уникальные подземные вентиляционные, дренажные, канализационные сооружения засыпали, замуровали, залили жидким стеклом. Пытаясь скрыть свои деяния, "спасатели" добились засекречивания всех выработок (катакомб) г. Одессы.
Поняв, что без научной поддержки новых финансирований, реставраций не видать, начиная с 60-х годов "спасатели" начали продвигать в науку своих людей и потихоньку разрушать-спасать Оперный театр.
К сожалению, все намерения во имя спасения архитектурной гордости Одессы дальше протоколов и разговоров не ши. Зато расцвели организации, занимающиеся спасением, реставрацией и научной деятельностью. Только с начала 1960 по 1990 гг. в ценах 70-х годов на прямые текущие реставрационные, строительные работы выделено, по самым грубым, далеко не полным подсчетам, более 44 миллионов рублей, плюс более 20 проглотила наука и изыскания. Точную сумму просто перекаченных, якобы для реставрации средств, назвать невозможно.
Причастность властных структур к "спасению" Оперного театра более чем очевидна. Можно написать целую эпопею о том, как спасали Оперный театр. Сегодня спасают уникальное здание с большим размахом. 30 миллионов у.е. планируют освоить "спасатели", и это далеко не предел. Впрочем, все по порядку. В 1996 году выходит Указ Президента об обеспечении сохранности здания Одесского государственного академического театра оперы и балета. Согласно Указу, создается комиссия, которая, даже не установив истинные причины разрушения, занимается лишь изучением способов заливки очередных фундаментов под Оперный театр.
Изучить данные геофизики, архивные или исторические документы, специфику разрушений члены комиссии просто не желали. Да и консперативность и быстрота, с которой работала данная комиссия, поражают. Только на очередные обследования, согласования и создания рабочего проекта реставрации Оперного театра ушло более 1 миллиона у.е. Ведь данной суммы хватило бы, чтобы построить два новых Оперных театра. Необходимости в сваях практически нет. Очередное укрепление верхних грунтов является слишком кратковременной, утопической мерой спасения Оперного театра. Фактически оно повторяет силикатизацию нынешнего укрепления фундаментов. А какой фундамент собираются члены комиссии залить под Потемкинскую лестницу или портовые сооружения? Как собираются закрепить Приморский бульвар, здание Городской думы? Уж очень это выгодное дело спасать Оперный театр. И это лишь прелюдия, на очереди опасение Жовтневого района, а там и всей Одессы. Ведь только в Одессе 11 специализированных организаций в области геологии, призванных спасать Одессу. Как показывает практика, вся эта армия мудренных специалистов заинтересована в дальнейшем "спасении" не только Оперного театра, но и всей Одессы. Сколько толковых специалистов загубили "спасатели", оберегая свою кормушку!
Статистика и факты вещь упрямая. Автор еще в 1983 году, выполнив изыскательные работы по Оперному театру, указывал причины и масштабы разрушительных процессов.
С. ХОМЯЧЕНКО.