+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 31 (1276), 21.08.2015 "Я СЛУЖИЛ В АППАРАТЕ ЦК"В биографии одного из самых известных украинских музыковедов Юлия Малышева есть такая строка: в 1953-1957 годах - консультант отдела науки и культуры ЦК КП Украины. Юлий Владимирович вспоминал об этом без особого удовольствия, а между тем именно этот исторический период - переходной от "культа" до "оттепели" - относительно мало исследован. Потому рассказы старого профессора представляют, как нам кажется, особую ценность. Ведь в них столько непридуманных черточек Эпохи. Впрочем, судить об этом нашим читателям. "Утвердить консультантом отдела..."
На этом разговор закончился. Я вышел и думаю: "Вот наша родная Коммунистическая партия! Как заботится о молодёжи!" Вызывали меня еще раза два-три, а потом Белогуров, заведующий отделом художественной литературы и искусства ЦК КПУ, говорит при встрече: "Ну что ж, поздравляю тебя с квартирой". Я жил в общежитии и ничего не понял. Тут мне показывают бумагу: "Утвердить консультантом отдела Малышева Ю. В. с 1 января 1953 года". Все, говорят, приступай к работе, на днях получишь квартиру. Квартиру дали в коммуналке и очень плохую, но была она первой в семейной жизни... - Какие у вас были функции в ЦК КПУ? - Я был аппаратчиком, к которому направлялись все дела, касающиеся музыкального искусства, - от письма сторожа Ужгородского музучилища о том, что его несправедливо уволили, до жалобы народного артиста имярек, который считал, что ему мало платят. Кроме того, выполнял различные задания.
Лошадь на сцене - по предложению генерала - А самое первое свое задание помните? - Оно оказалось по-своему даже весёлым... В газете "Правда" появилась редакционная статья, в которой критиковалась опера Данькевича "Богдан Хмельницкий". Партийное руководство Украины решило не вытирать плевок, а "ответить делом на партийную критику". И Политбюро в полном составе пошло на спектакль. Потом на заседании под стенограмму обсуждалась опера, и каждый член Политбюро высказывал свои соображения, как можно оперу улучшить. Я получил задание сделать профессионально сформулированные выписки из стенограммы с конкретными замечаниями. Отдельно - замечания Корнейчуку и Ванде Василевской как авторам либретто, отдельно - композитору, отдельно - постановщику. Вот я сидел и выписывал. В обсуждении также участвовал командующий Киевским военным округом, и он внес такое предложение: "Товарищи, известно из истории, что в войске Богдана Хмельницкого огромную роль играла конница. Этот важный факт почему-то не отражён в опере". И что вы думаете? Когда поставили вторую редакцию оперы, то Хмельницкий выезжал на сцену на лошади. А когда войско шло на Желтые Воды, то сзади мелькали силуэты лошадей и людей с пиками. Так что критика командующего Киевским военным округом была учтена... Вторым заданием было поручение разобраться с Институтом искусствоведения, фольклора и этнографии, где директором был поэт Максим Рыльский. Сотрудники требовали разделить институт на два: один - этнографии, другой - искусствоведения. Сидел я там недели две, со всеми беседовал. Потом написал докладную записку, что институт следует разделить. Но его не разделили.
"Так что, говоришь, нахомутали?"
Был такой случай. Директор Запорожской филармонии Коростин был обвинён по указанию заведующего отделом обкома партии Воробьева в финансовых злоупотреблениях, в "узурпации власти", в неподчинении обкому и прочих смертных грехах. С него взяли подписку о невыезде, опечатали квартиру, отобрали даже часы и портмоне с деньгами. Он стал бомбить все партийные инстанции телеграммами с просьбой о помощи. Там была сложная ситуация. Первым секретарем обкома партии был Гаевой Антон Иванович - знаменитый меценат, который, приехав в Запорожье, обратил внимание, что в филармонии нет концертного зала. Он собрал всех директоров огромных комбинатов и предприятий Запорожской области и сказал: "Мне стыдно за вас". И велел в течение года построить концертный зал. Построили, Коростин даже ездил к Ворошилову на приём по звонку Гаевого и выбил какую-то мебель для этого концертного зала. (Ворошилов тогда курировал в ЦК КПСС культуру). Но, с другой стороны, Гаевой был в области абсолютным хозяином, делал, что хотел, вплоть до того, что лично назначал ставки артистам. Вот ему понравилась одна эстрадная певичка, и она по его звонку получила высшую ставку. А камерную певицу Прялину, одинокую и уже немолодую, некрасивую женщину, велел убрать. Она тоже стала писать письма. Ее письма и телеграммы Коростина попали ко мне, я прочел их и доложил, что эту ситуацию из Киева решить нельзя, надо послать комиссию на место. Отправили двоих - меня и Игоря Борисовича Драго. С Игорем мы дружили давно (он окончил Одесскую консерваторию, переехал в Киев, был известным композитором и ответственным секретарем Киевской организации Союза композиторов СССР). Вдвоём стали разбираться. Сперва от нас скрывали документы, и мы не могли понять, в чем суть дела. Помогла инструктор обкома, она объяснила, что Коростин - честнейший человек, энтузиаст, филармония работает отлично. Но Воробьёв, завотделом обкома, ставит везде своих людей. Мы проверили полученную от неё информацию, и она подтвердилась. А должен вам сказать, что в пятидесятых годах партийные комиссии, в особенности комиссии ЦК, работали не так, как в последующие, брежневские, годы. Во-первых, они пользовались огромным авторитетом. Во-вторых, был иной стиль работы. Мы приезжали, представлялись, знакомились, нам выделяли комнату. Вывешивалось объявление: "Работает комиссия ЦК КП Украины. Все желающие могут обратиться в такую-то комнату". Мы, не жалея времени, сидели и разговаривали со всеми, кто к нам обращался. Выслушивали все, включая сплетни и разматывали, разматывали... Вызывали бухгалтерию, поднимали документы. Такие комиссии многому помогали... И вот, когда мы проверили работу Запорожской филармонии, я написал докладную записку по результатам проверки и потребовал встречи с Гаевым. Мне сказали, что это невозможно: куда, мол, лезешь? Но я ответил, что не уеду, пока с Антоном Ивановичем не встречусь. Продержали дня два-три и назначили встречу. Мы вместе с Игорем Драго вошли к нему. Гаевой встретил нас стоя: "Ну, что у вас там"? Мы ему объясняем, что в филармонии дела плохи, Коростина практически арестовали, хотя он честный человек и ни в чем не виноват, Пряхиной ставку не дают. "Так что? - заорал Гаевой, - только вы там, в Киеве, в искусстве разбираетесь? Что, нам из Киева ставки будете устанавливать?". В общем, пытался нас осадить. Но я выдержал характер и сказал: "Буду докладывать в ЦК, что вы виноваты, Антон Иванович". И тут вдруг он как-то обмяк и сказал: "Так что, говоришь, нахомутали?" "Нахомутали, Антон Иванович"... "Ну ладно. Садись. Что будем делать?" Кончилось тем, что Воробьёва сняли с работы, а Коростина восстановили. Разбирался я и с Крымской филармонией. Потом как-то на Крещатике меня встретила незнакомая женщина: "Простите, вы не Малышев"? - "Да, Малышев". - "Работали в ЦК?" - "Да, работал". - "Спасибо вам большое, вы мне жизнь спасли. Наша семья вам очень благодарна. Мы сейчас живём в Ялте, у нас трёхкомнатная квартира, и одна комната принадлежит вам. Она вас всегда ждёт". Мне было приятно, но, конечно, я никогда не воспользовался "моей комнатой".
"Формализм" осудили, зато крышу починили - Юлий Владимирович, а вам приходилось бороться с "формализмом" и "сумбуром вместо музыки"? - Приходилось, но это вопрос непростой. Ведь знаменитое постановление 1948 года, разгромившее формализм, имело и оборотную сторону медали. Оно стимулировало развитие музыкальной жизни в стране. На совещании в ЦК Шебалин, директор Московской консерватории, знаменитый композитор, попытался немного заступиться за Шостаковича. И при этом стал жаловаться, что крыша прохудилась в консерватории, нот и книг в библиотеке нет. Так вот. В результате: не только ударили по Шостаковичу и Прокофьеву, но и починили крышу. И в десять (не менее) раз была расширена издательская деятельность. Под лозунгом "Музыку - в массы, музыку - в народ" в каждой филармонии были организованы лекционные бригады, и потрудись в "глубинку" ездить, рассказывать - как понимать музыку, что такое "Могучая кучка", чем славен Чайковский... Размах концертной жизни после войны был невероятный. Вернувшиеся с войны и вступающие в жизнь молодые люди очень тянулись к знаниям и культуре. Музыкальные лектории были переполнены. В Первомайском саду, в Киеве, на открытой площадке давались по вечерам бесплатные симфонические концерты, которыми дирижировал преимущественно Натан Рахлин, но также и заезжие музыканты. Звучали новые произведения украинских композиторов. Обязательно выступал лектор-музыковед. Будучи студентом четвёртого курса, из-за нехватки лекторов я тоже выступал с симфоническим оркестром в Первомайском саду. И, представьте, люди занимали скамейки с четырех часов дня. А в семь, когда начинался концерт, всё было окружено толпой. - Но в своих выступлениях, статьях, лекциях вы всё-таки должны были соблюдать "линию партии"? - Да, повторяю, я "боролся с формализмом". В статьях должен был это делать, но, как я уже упоминал, искренне думал, что нужно бороться с буржуазной культурой и буржуазным формализмом. Я тогда говорил совершенно искренне. Просто тогда было отвлечённое: "нужно бороться". Сейчас понимаю, что нужны были другие методы, не те, которыми пользовались раньше... Для справки Маленков Георгий Максимилианович - советский государственный и партийный деятель, председатель Совмина СССР (1953-1955 гг.). Данькевич Константин Фёдорович - советский украинский композитор, народный артист СССР. Мусоргский Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Стеценко Кирилл Григорьевич и Степовой Яков Степанович - украинские композиторы. Корнейчук Александр Евдокимович - украинский советский писатель и политический деятель. Василевская Ванда Львовна - польская и советская писательница, сценарист и общественный деятель. Рыльский Максим Фадеевич - классик украинской поэзии XX века. Ворошилов Климент Ефремович - советский военачальник, государственный и партийный деятель. "Сумбур вместо музыки" - редакционная статья в газете "Правда" от 28 января 1936 года об опере Д. Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда". В статье опера Шостаковича подвергалась резкой критике за "антинародный", "формалистический" характер. Обычно это выражение употребляется вне исторического контекста и означает беспорядок вместо разумного ведения дел. Шебалин Виссарион Яковлевич - советский композитор, педагог. Шостакович Дмитрий Дмитриевич - один из крупнейших композиторов XX века. "Могучая кучка" - творческое содружество русских композиторов (1850-60-е годы). Рахлин Натан Григорьевич - советский дирижёр, педагог. (Окончание следует.) Беседу вел Александр ГАЛЯС. Фоторепродукции Яны САМКО Благодарим профессора Одесской национальной музыкальной академии В. С. Мирошниченко за помощь в подготовке материала.
|
|
|||||||||||||||||
|