Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 31 (1276)
21.08.2015
НОВОСТИ
События
Репортеры надежды
Правопорядок
Дела и люди
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
История
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 31 (1276), 21.08.2015

"В НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ
НЕ ХВАТАЕТ ЧИСТИЛИЩА..."

На фоне политических событий практически незаметной для широкого круга одесситов осталась новость о том, что Одесская национальная библиотека намерена отказаться от имени Горького, которое она носила несколько десятилетий. По этому поводу мне показалось уместным привести фрагменты из интервью с выдающимся киевским литературоведом Мироном ПЕТРОВСКИМ. Замечу, что наша беседа происходила более двадцати лет назад...

- Мирон Семенович, в последние годы наметилась тенденция категорического отрицания достижений культуры советского периода. Нынешние радикалы готовы "сбросить с корабля современности" и Горького, и Маяковского, и Эйзенштейна, и многих других мастеров, причем даже мировая слава не является тому препятствием. Обиднее всего, что в попытках клеймения преуспевают люди, которые названным мастерам и в подметки не годятся...

- Уже стала расхожей мысль о том, что наши соотечественники, независимо от того, каких взглядов или какой партийной ориентации они придерживаются, в глубине своего сознания - самые настоящие большевики. Этот тотальный большевизм не просто пугает и делает сомнительными наши надежды, но и многое объясняет в нашей истории. Когда девушка возвращается беременная, о ней говорят: ветром надуло. Так вот, нам большевизм не ветром надуло, у него была очень серьезная социально-психологическая основа, о чем и свидетельствует "большевизианство" при любой идеологии. Люди, которые яростно критикуют культуру страны большевиков, часто не осознают того, что сами они и есть большевики, а их ярость, накал, нетолерантность, привычка судить исключительно в категориях "белое-черное" - проявление чудовищного большевизма. Им и в голову не приходит, что между "белым" и "черным" есть еще НЕЧТО, и именно в нем и должен существовать человек.

Юрий Михайлович Лотман высказал по этому поводу очень интересную мысль. Православная эсхатология, т. е. учение о загробной жизни, обращает внимание Лотман, состоит из Рая и Ада. А западная эсхатология между Раем и Адом помещает еще и Чистилище. Так вот нам в нашей культуре Чистилища как раз и не хватает. Мы берем богов и делаем из них чертей, потом назначаем новых богов, чтобы вскоре сделать чертей и из них. И все время вертимся в этом беличьем колесе перехода из черного в белое, в то время как европейская культура имеет еще и третье пространство, которым Лотман считает частную человеческую жизнь, не подвластную ни государству, ни обществу, ни церкви.

Если же говорить конкретно о названных вами именах...

Наши отечественные большевики всех мастей не только вместе с водой выплескивают и ребенка, они еще и корыто при этом выбрасывают. Конечно, люди, жившие до нас, были людьми своей эпохи и несли на себе весь груз ее пороков и заблуждений. Но ведь всемирная слава Горького создана не в советскую эпоху. И опрокидывать на творчество писателя его общественное поведение совсем в иное время - значит заниматься антиисторической и антикультурной абберацией.

Я никогда не считал, что все тома полного собрания сочинений Горького наполнены шедеврами, более того, вслед за Чеховым не принимал Горького романтического и очень любил Горького-реалиста. Как писатель, Горький несводим исключительно к "Песне о Буревестнике"; есть же великолепные "Супруги Орловы", "Страсти-мордасти", совершенно титанический роман о Климе Самгине, который, в сущности, еще не прочитан, хотя и экранизирован. Наконец, при любых социальных потрясениях остается жанр, в котором Горький не знал себе равных, - литературный портрет. Созданные им портреты Льва Толстого, Леонида Андреева, да и Владимира Ленина - это шедевры, качество и значение которых не зависят ни от каких политических календарей. Для меня, как для специалиста, поразительным явлением кажется переписка Горького - десятки тысяч писем... Это тот культурный капитал, который только идиот может сбрасывать с "корабля современности".

То же самое можно сказать и о многих других деятелях советской культуры, о том же Маяковском, но это - тема отдельного разговора.

- Наряду с пересмотром истории русской культуры многое приходится пересматривать и в истории культуры украинской. Только здесь речь в большей степени идет об открытии целых культурных пластов...

- Думаю, что потери украинской культуры острее, чем даже потери культуры русской, хотя это вещи, не поддающиеся количественной оценке, и, говоря о "бОльших" потерях, я опираюсь на интуитивное ощущение человека, которому обе эти культуры дороги в равной степени.

К сокрушительным событиям революции, гражданской войны и последующего террора русская культура успела создать очень мощную традицию. Я понимаю, что даже пятьдесят членов Союза писателей не могут заменить одного гения, но вместе с тем надобна и некая среда, дабы появилось выдающееся явление культуры. Так вот, эта среда была наработана в России гораздо основательнее, чем в Украине. Украина лишь в конце прошлого века начала выходить на уровень мировой культуры, прежде всего в творчестве двух своих гигантов - Ивана Франко и Леси Украинки, а сразу за революционными событиями, несмотря на все режимы, прижимы и прочие "прелести", началась очень бурная вспышка, которую вполне закономерно назвали "украiнським Вiдродженням", а после - с тем же основанием - "розстрiляним Вiдродженням". Но если гибель первоклассных русских писателей все же не выкосила "культурное поле", то в Украине именно это и произошло. Надо учесть, что, фигурально выражаясь, российский 1937-й в Украине начался еще в 1929-м... И потому та украинизация, которую проводит украинская держава, явление нормальное, в принципе, оправданное, исторически необходимое. Я думаю, что русскоязычное население Украины должно понять, что в этом, помимо прочего, присутствует еще и некое покаяние...

Но, с другой стороны, и украинское большинство государства Украина, и его лидеры должны учесть, что при всей исторической оправданности и культурной необходимости, украинизация деликатнейшим образом должна избегать насильственности. Борясь с большевистской русификацией Украины, не следует снова возвращаться к большевистским методам искупления и возврата на пути своя...

В начале восьмидесятых годов меня пригласили в одну из киевских школ побеседовать со старшеклассниками о культуре речи. Я сказал им примерно следующее...

Мы живем в условиях русско-украинского билингвизма. Нравится нам это или нет, но такова сложившаяся реальность. Что же нам делать, если мы хотим сохранить наш русский язык, чтобы он не превращался в какой-то плюгавый суржик? Есть одна-единственная возможность: доброжелательно и трудолюбиво изучать украинский язык. И напротив: если мы хотим сохранить чистоту украинской речи, следует добросовестно учить русский язык. И ребята меня поняли. (Другое дело, что меня не поняли в одной весьма серьезной организации, представитель которой, по званию капитан, долго добивался, каким же националистом я являюсь: русским или украинским?!).

Ничего другого я не могу предложить и сейчас. Насильственно можно обучить людей любому языку, заставить полюбить - невозможно. Я же, русскоязычный гражданин Украины, очень хочу, чтобы украинский язык был не просто знаем, но и любим, потому что без любви не будет культурного строительства на этом языке.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.