Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 46 (1291)
4.12.2015
НОВОСТИ
Актуальная тема
Правопорядок
Спорт
Футбол
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 46 (1291), 4.12.2015

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ВЫ МОЯ ТЕТЯ!

Новая постановка Театра "На Чайной" (Карантинная, 21/1), моноспектакль "Хороший год", необычайно порадовала даже на фоне истории успешной работы коллектива, уже пять лет тянущего на себе воз работы, не всегда достойно выполняемой официальными театрами.


Одноактная постановка Олега Шевчука, в которой блистает артист Петр Липинский, - чудо режиссерского театра, рождающее необыкновенно глубокое сопереживание герою. Первые отклики на премьеру на театральном форуме проявили спектр зрительских ощущений: "Сегодня наконец-то посмотрела спектакль, очень сильно - глубоко, достаточно депрессивно, ощущение какой-то беспросветности, как зачастую бывает, оглядываясь на свою жизнь, многие осознают, как мало все-таки позитивного и радостного дает нам жизнь, и тем ценнее те мгновения, когда мы бываем счастливы, сами того не осознавая... спасибо Олегу за идею, а Петру за собирательную передачу образа души человека...", "Сегодня побывала на премьере спектакля "Хороший год". Хочу отметить очень хорошую, глубокую и трогающую за душу игру Петра Липинского. Но спектакль действительно достаточно депрессивный, поэтому, если у вас сейчас не особо позитивное внутреннее состояние, идти не рекомендую!!!", "Как раз наоборот, никакой депрессии, даже возникает уверенность, что смерти нет, и дорогие нам люди продолжают заботиться о нас, даже будучи разлученными смертью. После таких спектаклей хочется жить!".

В основу спектакля легла пьеса канадского драматурга, актера и режиссера (интересно, что он родился в семье переселенцев с Украины, делал резонансные постановки по Гоголю и Тургеневу) Мориса Панича под названием "Соглядатай". Название "Хороший год" подсказала прекрасная песня из репертуара Фрэнка Синатры When I Was Seventeen, органично и постоянно звучащая в спектакле. Хотя нельзя сказать, что у героя, когда ему было 17, "был хороший год", скорее хорошим годом стал тот, который он проживает за час с небольшим на глазах зрителей. Переформатированная режиссером пьеса приобрела новые смыслы, возможно, более глубокие, чем у Мориса Панича, которого критики на родине называют автором "черных комедий, балансирующих на грани между надеждой и отчаянием".

На сцене только один герой, банковский служащий Кэмп, скучноватый на первый взгляд парень неопределенного возраста, который кажется в интерьере старушечьей комнатки слишком громоздким. Кажется, что вот сейчас окончатся все заботы об упокоении успевшей вызвать его письмом тетушки Грейс, и он с облегчением покинет скромное жилище.

Однако постепенно мы начинаем понимать, что к старушке тетушке племянник был привязан куда сильнее, чем можно было подумать. Действие движется небольшими сценками, разделенными затемнением, и в такие моменты узнаваемые музыкальные цитаты из фильма "Головокружение" Хичкока, где все закручено вокруг прелестной и загадочной женщины, вот эти волнующие пассажи, повисающие в воздухе недосказанностью, лучшим образом намекают нам, что в молодые годы тетушка была для Кэмпа идеалом на уровне кинозвезд. Собственно, чуть позднее он проговорится об этом: "Ты мне снилась. Как ты приезжаешь к нам на такси. Никто ко мне на такси до сих пор в жизни не приезжал. Выгружаешь свои ножки на тротуар. Ножку за ножкой, так изящно. Вытаскиваешь руку из машины и терпеливо ждешь помощи водителя. И прическа. Когда ступаешь на землю. Твоя прическа. Такие дикие, роскошные черные волосы. Я хочу подбежать к тебе и причесать их. Ты, казалось мне, приехала спасти меня от моего детства, лишенного красоты и изящества. Но я ошибся. Ты смотрела на меня так, словно я был табуреткой. Я, разумеется, не мог и мечтать о том, чтобы ты любила меня...".

Едкий мизантроп, иронизирующий над всем и вся, Кэмп мастерит себе ужин, пробует с тарелочки, и вдруг его словно прошивает молния, начинается клиника человека, недавно потерявшего любимое существо, он предлагает пробу невидимой тете, как если бы она отдыхала на своей тахте: "Попробуй, не капризничай... Больше соли? Пожалуйста, вот... Не любишь меня, так полюби мою кухню...". В какой-то момент режиссер с актером решили попробовать в этой сцене что-то вроде пантомимы, воображаемую тарелку. Получилось хуже, вернулись к реальному предмету, "включающему" механизм тоски по утраченной любви.

Не зря говорят, что год после смерти душа покойного где-то близко. В своеобразном спиритическом сеансе важную роль играет маленький транзистор - откликаясь на реплики парня, вдруг перескакивает на другую волну и передает кантри-песенку Camptown Races - сама по себе бессодержательная песенка об ипподроме длиною в пять миль, но для Кэмпа она знаковая. Именно ее он играл тете на аккордеоне в тот памятный приезд. Такая музыкальная весточка придет еще не раз как привет из страны, откуда нет возврата. Кэмп напевает ее - тягуче, навзрыд. А на Рождество под традиционный репертуар (от "Let It Snow" до "Jingle Bells"), когда захмелевший от виски Кэмп сбросит колпак Санты и попробует повеситься на собственном галстуке, словно невидимая рука развяжет петлю, и старушечий голос из транзистора нежно произнесет: "С Рождеством, мой милый!".

Как ни крути, в унаследованном от тетушки жилище парня удерживало не только необъяснимое притяжение с того света (в устах Кэмпа фраза о привидении, которое, быть может, "посчастливится" встретить этой ночью, обретает непредусмотренный драматургом смысл, герой рад и счастлив увидеть призрак дорогого человека), а ощущение счастья, наполненности лучшего года его жизни. Открытый финал позволяет надеяться на то, что судьба подарит Кэмпу нечто большее, когда тетушкин дух отлетит далеко-далеко, ведь его душа жива, глаза чисты, пережитое искупило все грехи, истинные и мнимые. И снова власть реального предмета: фаянсовая тетушкина кошечка-копилка, которую во время уборки приласкал племянник, заставляет вспомнить о коте своего детства, которого родители ценили куда больше родного сына. Может быть, судьба готовит его к роли доброго отца или хотя бы дядюшки?..

Мария ГУДЫМА.

Фото Снежаны ПАВЛОВОЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.