Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 31 (1276), 21.08.2015
А НАЧИНАЛ ОН НА ОДЕССКОЙ КИНОСТУДИИ
Композитор Андрей Эшпай уже давно признан классиком. На его счету - множество симфоний, балетов, кантат, концертов для оркестра, фортепьяно, скрипки, саксофона, сочинений для камерных ансамблей... Был удостоен высшего в Союзе для творческих людей звания "Народный артист СССР", отмечен Государственной и Ленинской премиями. Не обойден и мировым признанием: член Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, почетный член Общества им. Ф. Листа... Его творчеству посвящены монографии, статьи, очерки, рецензии. При этом официальное признание поддержано народным: лучшие из песен А. Эшпая звучат и по сей день. Навскидку: "Не кочегары мы, не плотники" из фильма "Высота" или "Сережка с Малой Бронной...".
Недавно знаменитому композитору исполнилось 90 лет. Этому юбилею российские издания посвятили некоторое количество публикаций. Но, по понятным причинам, ни в одной не упоминалось, какую роль в судьбе композитора сыграло его сотрудничество с Одесской киностудией.
Андрей Яковлевич Эшпай родился 15 мая 1925 года в семье одного из основоположников марийской музыки. Но его стремление пойти по стопам отца чуть было не перечеркнула война. В 1943 году он поступил в Чкаловское (Оренбургское) пулемётное училище, окончил курсы военных переводчиков. С конца 1944 года воевал на 1-м Белорусском фронте. 9 мая 1945 года встретил в Берлине. Был награждён орденом Красной Звезды, медалями. После демобилизации исполнил свою мечту: окончил музыкальное училище при Московской консерватории, а затем и саму консерваторию сразу по двум специальностям. Мастерству игры на фортепиано он учился у знаменитого пианиста Владимира Софроницкого, а проводником в мир композиции был не менее знаменитый Арам Хачатурян.
Обучаясь в аспирантуре, А. Эшпай начал сочинять музыку для кино. В середине 1950-х, после печально известного периода "малокартинья", советский кинематограф развивался стремительно, количество фильмов выросло в десятки раз, потому остро требовались молодые кадры во всех профессиях. К тому же партийными органами было принято интересное постановление: в каждом фильме должны звучать песни. Это заставило режиссеров искать молодые композиторские кадры. По счастью, А. Эшпай оказался превосходным мелодистом, что сразу оценили на Одесской киностудии, которая как раз в середине 1950-х начала возрождаться. Музыка и песни А. Эшпая звучат в фильмах "Водил поезда машинист", "Исправленному верить", "Жажда", "Первый троллейбус". А поскольку в ту пору в кино ходило абсолютное большинство советских граждан, то такие песни, "Я сказал тебе не все слова...", "У нас в порту дымят спокойно корабли...", "Мы с тобой два берега у одной реки..." и другие быстро становились популярными. С экрана они переходили на эстраду, где звучали в исполнении самых модных певцов того времени - Евгения Кибкало, Майи Кристалинской, Владимира Трошина и других. Одним из первых эшпаевских "шлягеров" стала песня из фильма "Повесть о первой любви", который снял режиссер Василий Левин по мотивам одноименной повести Николая Атарова.
Сейчас эту картину легко найти в интернете, но популярностью она не пользуется. Но для середины 1950-х сюжет фильма казался острым. Вот как передает его современная аннотация: "Старшеклассники Оля и Митя учатся в одном классе. Внезапно умирает мать Оли, и девушка, оставшись на попечении полуграмотной тетки, решает бросить школу. Семья Мити убеждает ее переехать к ним в дом. Участие и заботливое внимание Мити возвращают Оле интерес к жизни. Однако по школе поползли слухи относительно совместного проживания двоих учащихся. В результате молодые люди ссорятся. Но настоящие друзья и родные Мити помогают влюбленным разобраться в своих чувствах".
Впрочем, интерес у зрителей вызывала не только коллизия, но и участие в фильме отца и сына Столяровых - прославленного Сергея Столярова и дебютанта Кирилла. Для этого фильма Эшпай сочинил песню на слова Владимира Котова:
Отчего, почему, и не знаю сам,
Я поверил твоим голубым глазам,
И теперь скажу тебе -
Ты одна в моей судьбе.
Песня в исполнении Владимира Трошина стала очень популярной. Было издано множество пластинок с ее записью. Кстати, сам исполнитель считал ее одной из самых любимых, хотя им было спето более тысячи песен.
Но параллельно с "Отчего, почему..." начали выходить пластинки с песней "Ах, Одесса моя ненаглядная" на ту же самую мелодию А. Эшпая, более того, на слова того же самого В. Котова. Исполнял ее Леонид Утесов, и с его голоса эта песня стала одним из музыкальных "символов" нашего города. Меня уже давно интересовал вопрос: а какая из этих песен была "первичной"? Но как найти ответ? Ведь из тех, кто имел отношение к ее созданию, жив только композитор, и тот - "далече". А ни в одном из многочисленных своих рассказов и интервью Леонид Осипович Утесов этой темы почему-то не касался.
Загадка разрешилась благодаря Александру Степанову, нашему известному музыканту и организатору популярного фестиваля юных талантов "Звездочка", которому довелось видеться с композитором.
Как оказалось, А. Эшпай не имел представления о существовании одесского варианта своей давней мелодии. Он вспомнил, что полвека назад к нему обратился Утесов с вопросом, не будет ли он возражать, если на мелодию "Отчего, почему" будут написаны другие слова. Композитор согласился, но, поскольку был "по уши" загружен работой, как-то позабыл об этом разговоре. И лишь с подачи одесситов не без удовольствия прослушал старую утесовскую запись.