+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номера 1-2 (1533-1534), 18.02.2021 ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ МОСТТридцать лет — и солидно, и молодо. Много хочется вам пожелать: Вы на фоне душевного голода Продолжаете нас "окормлять". Я газету родною считаю, С интересом пишу и читаю: Это остров для мыслей и мнений Четырех (нет, пяти!) поколений! Потому тридцать лет — и солидно, — Этих лет стоит век или два, — И так молодо, что не обидно, Что седеет слегка голова... Это слегка измененные строки, написанные к 20-летнему юбилею "Порто-франко". Никому не писала я в дни рождения столько искренних стихотворных строф, как редакционному коллективу газеты, с которой сотрудничаю больше половины времени ее существования. Мои "Ода на совершеннолетие" и праздничный акростих, "юбилейное" и "не-юбилейное" всегда задумывались в лёгком, мадригально-водевильном ключе, но неизменно переходили на более серьезную ноту — признания роли газеты как добросовестного летописца бурлящей переходной эпохи. В ней потонули многие подобные "независимые" яхты, фрегаты и корсары, не говоря о рыбацких лодках партийных изданий-однодневок. Не выдержала натиска времени даже главная официальная газета города — "Одесский вестник"... А "Порто-франко", оставляя за кадром все материальные и моральные трудности, стабильно и своевременно выходит к своим читателям. Многим своим ровесникам газета дала профессиональный и творческий старт, позволив насладиться сначала своим именем на ее страницах, а потом радостью от читательского признания. Что до меня, путь мой в этой профессии был другим... Я долго лавировала между двумя ипостасями своей личности, но зачастую коллеги-учителя видели во мне журналиста, а коллеги-журналисты — педагога. Работала в разных изданиях под всевозможными псевдонимами — в официальной и развлекательной периодике, "глянце", политике, редактировала короткое время литературно-художественную газету, но истинное удовлетворение всегда доставляло сотрудничество именно с "Порто-франко". Мои маленькие кружковцы из Дома творчества были в свое время авторами "Детской странички", а юные журналисты постарше пытались выразить свои взгляды в рубрике "Молодежь". По идее А. Галяса мы воплотили в жизнь проект "Театр журналиста" и выступали с нестандартными постановками в школах, гимназиях, библиотеках. Необычность их была в том, что, начиная спектакль согласно публицистическому тексту, предполагающему разные взгляды на заданную тему, ребята незаметно втягивали в дискуссию собравшихся зрителей. Интересно, что журналистский путь в те годы выбрали не только четыре моих воспитанницы, но и одна мама, которая поначалу просто привела в кружок своего сына-третьеклассника. И если учитель счастлив успехами своих учеников, то журналист счастлив незабываемыми встречами, воплощенными в очерки, интервью, зарисовки... Сергей Андреевич Андронати, академик НАН Украины и депутат первого "перестроечного" Съезда народных депутатов СССР, его раздумья о М. Горбачеве и наивных чаяниях тогдашней научной интеллигенции... Алексей Васильевич Косарь, человек удивительной судьбы, младший сын раскулаченного "врага народа", впоследствии журналист, увидевший весь мир в прямом смысле — из "кругосветки", рождённый 1 мая 1918 года вместе со страной, которую пережил, понял и полюбил, хотя имел все основания ненавидеть... Очевидцы истории для меня также и основатели этой газеты, с их энергией, опытом самых ярких лет одесской журналистики, максимализмом и идеализмом 1990-х, давшим название и импульс наследнице молодежной прессы. Люблю читать рубрику Аркадия Рыбака "Вокруг света". Сейчас это просто главы из его новых и новых книг. А лет 30 назад были искренние намерения указать одесситам путь из хаоса, в который провалились обломки страны, возродить опыт свободной экономической зоны — порто-франко, исторически оправдавший себя когда-то и, возможно, спасительный нынче... Уходит поколение, уходят мои герои, обновляются офисы, а мне вспоминается в редакции старый шкаф. Сейчас уже я его не вижу, но на полках того, что остался, — прежнее причудливое смешение старых, зачитанных и пожелтевших, и новых, зачастую мало кому известных книг, печальная иллюстрация перехода от "самой читающей" страны к "самой пишущей", в которой все меньше слышат друг друга, а лишь самого себя... Когда-то и в этом шкафу отделят так называемую "макулатуру" от "постмодерна", и мне будет жаль. Остались в памяти строки, которые так и называются — "В старом шкафу в редакции": Рядом с Горбачёвым и Лубковичем — Китик и китайский автор Син... Цепким взглядом, будто средством моющим, протираю переплет один. Времени волнующие тени, блик мерцающих ушедших лет, тени всех упавших на колени, тусклый свет космических ракет... Нет! В таком спрессованном объеме — столько переплётов, как судеб! В каждой тонкой книжке, в каждом томе — зрелища и очень горький хлеб. Последнее время мое имя появлялось в газете чаще всего на литературных страницах. По заказу редакции газеты к годовщине освобождения Одессы я написала поэму "Старый том", которая дала название поэтическому сборнику. Иллюстрации Алексея Костроменко к этой поэме (его чудесные коллажи — ещё одна причина, по которой хочется листать и пересматривать любимые порто-франковские страницы) вдохновили меня на создание новой книги, только что вышедшей из печати. Спасибо тебе, "Порто-франко", за то, что ты есть. Будь!
Вы, как стайер, уверенным темпом На дистанции рыбой в воде Ощущаете времени ленту В нашей неоднозначной среде. Под ногами не выбить фундамент, С ног не сбить бестолковым ветрам: Вы уверенно будете с нами Столько лет, сколько хочется вам. Тонет, канет во времени пресса: Не бумагу прессуют, а нас. Но не будет Одессой Одесса, Если город проснется без вас!
Ирина ДЕНИСОВА.
P. S. В начале нынешнего года у Ирины Денисовой вышел новый сборник стихов "13-е. Пятница. Дорога", несколько стихотворений из которого мы предлагаем вниманию читателей.
* * * В музее имени меня Висит костюм стального цвета: Ведь посвящен ему, звеня, Один из трёх венков сонетов.
В музее имени меня — Ночник на батарейках — кошка — И самоделки — босоножки, Что в детстве делала два дня.
В моем музее — полумрак. Я в жизни тоже так любила: Все связи внешние гасила И сутками мечтала так.
На полках — книжный разнобой, Очки из магазина "Трёшка", Листвы засушенной немножко И письма, полные тобой.
И если Высший суд решит От ада выдать мне отсрочку, Я отыщу в музее строчку На исправление души.
* * * Карта неба... Облаков материки, Острова и синие озера. Мысли от земного далеки От непостижимости узора. Стряхивая сполохи тоски, Запрудившей душу до упора, У небесной отдохну реки, Потому что возвращаться скоро.
Восходя и снова нисходя, Наблюдая и преобразуя, Многое произношу я всуе, Рубикон какой-то перейдя. Господи, прости, что вновь рискую. Не оставь заблудшее дитя...
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС В странном мире, где лицо закрыли маски, Где все чаще превращаемся в зверей, Эта яблонька — как будто бы из сказки, Будто просит: отряхни меня скорей.
В центрифуге поломавшегося мира, Где коллайдер ценен более, чем жизнь, Слышу голос то природы я, то лиры, Заменивший твое "Будь" или "Держись".
И сегодня, в светлый день Преображенья На Фаворских склонах яблоки стряхнув, Попрошу нам благодати и терпенья, Может, снова в ком-то веру всколыхнув.
13-е. ПЯТНИЦА. ДОРОГА Отрывки из венка сонетов
Куда-то убегает магистраль, Спеша за мыслью в дней круговороте. Я размышляю о своей работе... Мне потерять ее почти не жаль. Низведена до уровня обслуги Учительства высокая стезя: Не корабли мы — жалкие фелюги... Нет, даже с лодкой сравнивать нельзя, — Обломки, щепки в данном море жизни На совести и нравственности тризне, И болью отзывается тревога: Униженность, истории забвенье, Самообман и самообольщенье Зачем вдали, скажите ради Бога?
Зачем вдали, скажите ради Бога, Безумье мирового колпака, Зачем конфессий нынче слишком много, А к истине дорога далека? Предсказано, доказано, открыто, Предупреждали, — мир вооружен!.. Но трудно оторваться от корыта, И падает с орбиты в пропасть он. А внешне — все забавно и красиво, Огни переливаются игриво — И что тебе до тленности печаль? Ведь каждый год "дымится сад чудесный", И впереди, как много лет известно, Всегда одно: такая ж точно даль...
Всегда одно: такая ж точно даль? Да не такая, в том-то все и дело. В какой-то век — гони чугун и сталь, В какой-то — душу продавай и тело... Нет-нет, постой... В эпоху чугуна Душа и тело продавались так же. А как людей проверила война? И не одна война — стихия даже, Любой пожар, Беслан, Чернобыль, "Курск" — КАК каждый поведет себя на грани? Во тьме грехов, страстей своих тумане Проявится нутро при слове пуск. ЕСТЬ после жизни жизнь! — спроси у Бога. И не достичь незримого порога.
И не достичь незримого порога, Как не вернуться на Земле туда, Где все большое, где всего так много, Где любят — в свои детские года, Где мама — молодая, папа — сильный, Где старшая сестра несёт портфель, Где в огороде вишни так обильны, А в книжке нарисован коростель, Где, встав с постели, слушаешь пластинки, С них сказки льются, как с ковра — картинки, Где мамин завтрак стынет на столе — Не дозовутся: сказки интересней! А помнишь песни? — это были песни, Где небо прикасается к земле!
...Все время возвращая нас в сейчас, Нам предлагают планку или выбор, Проверив нас вопросом детских глаз, Случайной встречей, вечным либо/либо, Карьерой, славой, деньгами, бедой, Неправдой, правдой, голодом, свободой — И надо взять барьер и принять бой... Но и отказ от боя — поиск брода!.. И выбор нравственный всегда за нами, Чтоб отодвинуть судный час и день, А лучше — разогнать над нами тень, Сгустившуюся черными клубами, Чтоб избежать смертельного порога... ...13-е. Пятница. Дорога...
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|