Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Леонида Бендерского
Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 23 (1268)
26.06.2015
НОВОСТИ
События
Проблемы
Правопорядок
Море
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Событие
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 23 (1268), 26.06.2015

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДОРОГА В ЕВРОПУ

Фестиваль "ODESSA CLASSICS" стал резонансным событием культурной жизни не только нашего города, но и Украины. Таким его сделало участие "звезд" мирового уровня и редкостно широкая палитра программы, в которой сочетались концерты, выставки, дискуссии, мастер-классы. Музыкальные критики и журналисты разных стран уже дали свою оценку одесскому форуму. Мы же в своем репортаже решили сделать упор на мнениях зрителей.

Кратко о концепции

Одессу издавна воспринимают чаще всего как город шутников, балагуров, хохмачей. Неслучайно же наш город носит неформальный титул "столица юмора". В этом есть немалая доля истины, ибо одесситы и в самом деле славятся особенным чувством юмора, а простой перечень выдающихся сатириков и юмористов разных жанров - уроженцев нашего города - занял бы немалую часть этой страницы.

Однако при этом забывается, что бОльшая часть знаменитостей мирового уровня, рожденных или выросших в Одессе, - это все-таки представители классического, академического искусства. Назовем лишь самые громкие имена: Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Натан Мильштейн, Буся Гольдштейн, Миша Черкасский, Михаил Фихтенгольц, Валерий Климов, Эдуард Грач, Семен Снитковский, Бэлла Руденко, Евгений Могилевский, Мария Гулегина... Немного отыщется в мире городов, которые могут сравниться в этом отношении с Одессой. Добавим к этому Музыкальную академию с десятками блистательных выпускников и легендарный Оперный театр, чтобы стало очевидно: Одесса - город с выдающимися "классическими" традициями.

И тем обиднее констатировать, что уже многие десятилетия наш город находится на обочине мирового и европейского культурного процесса. Нет в Одессе ни одного фестиваля класса "А", который привлекал бы сюда мировую музыкальную элиту, что позволило бы вернуть наш город на музыкальную карту Европы и мира. Решить эту задачу взялся известнейший одесский пианист и общественный деятель Алексей Ботвинов, которому и принадлежит идея фестиваля "Odessa Classics".

То, что именно А. Ботвинов стал автором идеи, концепции и "мотором" всего фестиваля, совсем не случайно. Наш земляк широко известен как ведущий украинский пианист европейского уровня. Он выступал в лучших концертных залах 44 стран мира. Лично знаком с руководителями многих ведущих европейских фестивалей - Зальцбургского, Люцернского, Шопеновского, Цюрихского и других. Имеет успешный опыт реализации значимых музыкальных, культурных и просветительских проектов ("Визуальная реальность музыки", "Письмовник", "Ad Libitum, или В свободном полете", "Бах. Перезагрузка").

Но "Odessa Classics" даже в его богатой биографии - случай особый.

По своему замыслу "Odessa Classics" - фестиваль европейского уровня как по содержанию, так и по форме. Он должен был продемонстрировать широкий спектр классического искусства, отсюда и жанровое разнообразие, привлечение к участию в нем художников, поэтов, литераторов, музейщиков, культурологов. Одна из важных перспективных задач, которую поставили перед собой организаторы во главе с А. Ботвиновым, - привлечение в Одессу настоящих знатоков и ценителей классики со всего мира, а со временем - и простых туристов. Ведь классическое искусство в развитых странах пользуется огромной популярностью, а посещение симфонических концертов и оперных спектаклей - составная часть имиджа каждого серьезного политика, чиновника, бизнесмена, государственного и общественного деятеля.

Задачи, что и говорить, амбициозные, но люди, объединившиеся вокруг идеи А. Ботвинова, были, как и лидер, исполнены желания доказать, что, по крайней мере, в области классического искусства, Одесса - истинно европейский город.

Год был потрачен на то, чтобы решить гигантское количество не столько творческих, сколько организационных и финансовых вопросов. Чтобы фестивальная неделя действительно стала праздником классического искусства...

8 июня.
Музей западного и восточного искусства.
Выставка картин Александра Ройтбурда.

Из всех проживающих нынче в Одессе художников А. Ройтбурд, безусловно, самый известный и узнаваемый. Его работы находятся в музеях и частных коллекциях во многих странах мира. Но, несмотря на признание профессионалов, А. Ройтбурд - художник весьма спорный. Что и подтвердила его "фестивальная" выставка.

Мнения посетителей

Александр: "Выставка интересная. Да и сам художник - нестандартный человек. Это новый, смелый проект. Автор любит удивлять, поражать, идет в ногу с временем, не боится эпатажа".

Галина: "Я знаю Александра Ройтбурда еще со времен школы. Он переосмысливает искусство по-новому, по-своему, ведь так и должно быть. Иначе, на что может быть похоже повидло, которое пережевали и съели два раза?"

Дарья: "Работы этого художника всегда дают пищу для размышлений. Его картины пытаешься понять, расшифровать".

Ольга: "Я немного в шоке, можно даже сказать - потрясена... Хотя, если сказать честно, пока мало что поняла".

Екатерина: "Картины Ройтбурда заставляют взглянуть на мир под другим углом. Нам определенно нужна такая живопись".

Наталия: "Сложно сказать, нравятся картины или нет. Такими понятиями на этой выставке невозможно оперировать. Его картины - это трансформация, что-то новое".

Мария: "Впечатления очень сильные. Александр Ройтбурд - одесский художник мировой величины, который наконец вернулся в свой родной город, что, к сожалению, не так часто случается. Выставка очень интересная. Конечно, над ней нужно рефлексировать, размышлять, рассматривать в деталях. Но первые эмоции всегда самые точные".

Евгений: "Во-первых, я думаю, что цель выставки - показать, что искусство - это обман. И сама эта выставка - обман, и произведения - обман. Сама экспозиция заставляет усомниться в существовании картин как таковых. Я когда зашел в зал, сначала решил, что это не картины, а проекции изображений на стене, которые, если выключить свет, исчезнут. В принципе, я думаю, что не очень заблуждался, потому что если выключить свет, картин не будет. Останутся только идея и искусство, на которое люди почему-то ведутся...

Впрочем, главное на таких мероприятиях, что собралась компания, тусовка, и все сделали умный вид, что они что-то в этом понимают. Одна моя знакомая спрашивала: "Что это значит?", проходя мимо очередного изображения. Отвечаю: "Не знаю, не знаю. Давай лучше помолчим, посмотрим". И когда я встретил своего старого товарища, он подтвердил, что искусство - это обман. Я думаю, что господин Ройтбурд это прекрасно понимает и эксплуатирует эту идею в музее".


10 июня.
Большой зал филармонии.
Торжественное открытие фестиваля.
Концерт Паата Бурчуладзе.

В этот вечер Алексей Ботвинов волновался, как никогда. Хотя уже десятки раз выступал на сцене филармонии. Но это был случай особый.

- Этот фестиваль стал возможен благодаря большому количеству друзей-меценатов, - подчеркнул арт-директор фестиваля. - А сделан наш проект так, чтобы одесская культурная жизнь как можно скорее интегрировалась с европейской "фестивальной картой".

Приятной неожиданностью стало появление на церемонии открытия нового главы облгосадминистрации Михаила Саакашвили, который не преминул напомнить, что, будучи Президентом Грузии, что называется, с нуля построил два оперных театра - в Батуми и Кутаиси. По поводу же Одессы он произнёс весьма лестные слова: "Никто и никогда не сможет превратить Одессу, культурную столицу Черного моря, в провинцию. Помните произведение Марка Твена "Янки при дворе короля Артура"? Короля всегда выдаёт осанка. Вот так и Одессу выдаёт осанка, здесь люди с осанкой, гордостью и достоинством. А где люди с осанкой, гордостью и достоинством, там можно творить чудеса! Где есть классическая музыка - будет будущее".

От областного совета присутствовавших поздравил председатель бюджетной комиссии Юрий Маслов.

- Как человек, сопричастный к организации фестиваля, уверен, что на 90 % это стало возможным благодаря творческому и организационному гению нашего земляка, выдающегося пианиста Алексея Ботвинова, - заявил он. - Одесса действительно должна стать культурной столицей Украины. Давайте вместе радоваться этому празднику и верить в то, что наш фестиваль станет визитной карточкой Одессы в Европе и мире.

Далее было зачитано поздравление от вице-премьера и министра культуры Украины Вячеслава Кириленко, погашена новая коллекционная марка, выпущенная Укрпочтой в честь фестиваля и принесённая директором Укрпочты Денисом Петровым. Участников и публику приветствовала директор городского департамента культуры Татьяна Маркова. А вице-мэр Таллинна Калле Квандорф напомнил, что с 1997 года наши города связывают узы побратимства.

- Одесса и Таллинн связаны отношениями между людьми, сотрудничеством в сферах предпринимательства и культуры, - сказал эстонский гость.


А затем на сцене появился Камерный оркестр Одесской филармонии со своим главным дирижером Игорем Шавруком. На сей раз коллективу с двадцатилетней историей довелось аккомпанировать знаменитому грузинскому басу Паата Бурчуладзе, который исполнил фрагменты из опер Джузеппе Верди ("Атилла", "Макбет", "Дон Карлос") и Модеста Мусоргского ("Хованщина", "Борис Годунов").

То, что именно П. Бурчуладзе стал, как ныне принято говорить, хедлайнером (так именуют самого известного участника какого-либо мероприятия; прежде о таких говорили: "гвоздь программы") Одесского фестиваля, никоим образом не связано с назначением его земляка главой обладминистрации. Этот вопрос был решен задолго до появления в Одессе М. Саакашвили. Ибо Одесса для грузинского певца, можно сказать, вторая творческая родина. Здесь он стажировался у нашего известного оперного певца и педагога Евгения Иванова, а Людмила Иванова до сих пор остается его любимым аккомпаниатором. Отсюда, считает артист, началась его мировая карьера, да и семейным своим счастьем он тоже обязан нашему городу: жена певца - одесситка, что дало ему повод пошутить на пресс-конференции: "Я - наполовину одессит".

Столь же случайным был и выбор концертной программы.

П. Бурчуладзе стажировался ведь не только в Одессе, но и в театре "Ла Скала". Так что итальянская и русская оперная музыка для него в равной степени близки. Хотя сам артист видит серьезные различия между двумя этими школами: русская идёт от слова, итальянская - от музыки.

Но именно партия Бориса Годунова является "визитной карточкой" артиста. По его словам, в мире не осталось ни одного крупного театра, где бы он не исполнил эту партию, - Метрополитен-опера, Королевская опера Ковент Гарден, Венская государственная опера, Баварская государственная опера, "Ла Скала"... Эта партия привлекает певца прежде всего своей глубиной и выразительностью, не говоря уже о вокальных и актерских возможностях, которые она предоставляет исполнителю. П. Бурчуладзе исполнял ее больше, чем в 170 спектаклях, не считая концертов. И каждый раз Борис Годунов разный.

- Этот образ, - считает певец, - постоянно меняется - в характере, голосе. Потому Мусоргский является для меня вершиной оперного искусства.

И хотя, если говорить откровенно, на этот раз артист оказался не в самой лучшей вокальной форме, но благодаря артистизму сумел все-таки поразить публику монологами Бориса Годунова. И когда царь Борис отмахивался от призрака царевича Димитрия ("Чур, дитя, не я, не я твой лиходей!.."), зал буквально замер, а доносящиеся с улицы раскаты грома дополняли впечатление.

Мнения слушателей

Людмила: "Прекрасный концерт. Очень всё связано, лирично, красиво".

Наталья: "Мне очень понравилось. В нём столько сил, жизни, энергии. И как отреагировал зал! Это нечто".

Тамара: "Пение Бурчуладзе - не просто демонстрация вокальной техники, хотя она и прекрасна. Он поёт сердцем, душой. Что меня поразило: как артист после трагических арий из "Бориса Годунова" пел "на бис" веселые арии из "Севильского цирюльника" и "Фауста"!"

Алла: "Весь концерт вспоминала Андерсена: "король-то голый". Бурчуладзе пережил свой талант, но не хлопать, видимо, было неудобно, а потому зал бодро хлопал и радовался. Но это моё мнение и ещё нескольких моих подруг".

Татьяна: "Концерт просто великолепен! Такое впечатление, что даже природа постаралась создать своего рода звуковую декорацию. Ибо неожиданными и удивительно точными по вхождению в партитуру трагических шедевров Верди и Мусоргского стали удары и раскаты грома за окнами. Природа - гениальный режиссер, и ей, видимо, было интересно сыграть в ансамбле с чуткими музыкантами".

Артём: "Сам факт, что открывал Одесский фестиваль артист такого уровня, как Бурчуладзе, говорит в пользу нашего города. Надеюсь, что это станет доброй традицией".

(Продолжение следует.)

Подготовил Александр ГАЛЯС.

Опросы проводили
Екатерина БУТЕНКО,
Оксана СИТИНСКАЯ
и Юлия ТАТАРЧУК.

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО
и О. СИТИНСКОЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.