Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 42 (1237)
31.10.2014
НОВОСТИ
События
Дела и люди
Правопорядок
Репортеры надежды
Спрашивайте - отвечаем
Мяч в игре
Спорт
Культура
Актуальная тема
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 42 (1237), 31.10.2014

ЗАДАЙ ВОПРОС - СПАСАЙ ЗДОРОВЬЕ

Как избежать заражения ВИЧ-инфекцией? Где пройти тестирование на ВИЧ? Что делать, если порвался презерватив при половом акте, а вы не уверены в здоровье своего партнера? Стоит ли разрешать ребенку делать татуировку? Как снять боль при проявлениях?

Ответ на эти и другие вопросы по теме ВИЧ и инфекционных заболеваний можно получить у консультантов телефонной службы "Горячая линия", которая действует в рамках проекта "Оптимизация медицинской помощи ВИЧ-позитивным людям".


- Наш проект стартовал шесть лет назад, когда Одесса была на самом пике распространенности ВИЧ-инфекции, - рассказывает координатор проекта Ирина Светашова, мастер-тренер по добровольному консультированию и тестированию на ВИЧ. - Мы занимали тогда первое место в Украине. Проект был разработан Одесским областным Центром профилактики и борьбы со СПИДом и поддержан благотворительным фондом "Баварский дом, Одесса". Спонсором выступил "Лютеранский Всемирный Союз" (Женева). Целью проекта было создание координационного центра для помощи ВИЧ-позитивным людям, а также их близкому окружению на базе стационара областного центра. И меня, как консультанта-психолога по вопросам ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, пригласили поучаствовать в нем. Тем более, что я 13 лет проработала в реабилитационном центре "Ступени" с наркозависимыми, алкозависимыми людьми и имею большой опыт в этом плане.


15 октября 2008 года мы начали с реализации первого этапа - подключения телефона горячей линии. В областном СПИД-центре был выделен отдельный кабинет, оснащен оборудованием, куплен мобильный телефон. Операторы - медицинские сестры - были обучены телефонному консультированию. Мы отпечатали плакаты, календари, привлекли волонтеров, которые разбрасывали листовки по аптекам, вузам, школам. Так мы охватили большой контингент людей. Также мы делали презентации в городском и областном СПИД-центрах, ВИЧ-сервисных неправительственных организациях, которых в Одессе насчитывается более 20. Первые звонки пошли от ВИЧ-инфицированных людей, им было удобно проконсультироваться с врачом по телефону, а не ехать специально в поликлинику. Постепенно мы создали городскую сеть. В ходе консультации наши операторы решали, какая помощь нужна человеку - социального работника, психолога, врача. Оператор делала переадресацию такого клиента, предлагая контакты соответствующего учреждения. Таким образом мы начали тесно сотрудничать с неправительственными организациями и оказывать психосоциальную помощь. Важным моментом было расширение нашей работы на область. В городе вопрос стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных стоял уже на тот момент не так остро, медики были лучше обучены, и статус больного не вызывал у них страха, а вот в сельской местности ВИЧ-инфицированный - это был человек-изгой. Как правило, эти люди боялись идти к врачу. Опасались, что их увидят в поликлинике. Поэтому они не получали необходимой помощи, доводили себя до такого состояния, что помочь врачи уже не могли.

Для справки. За шесть лет работы горячей линии были проконсультированы по разным вопросам, касающимся ВИЧ-инфекции и лечения, 20389 человек. Из Одессы были получены 16525 звонков, из районов области - 3864 звонка. По запросам клиентов, которые обращались на телефон горячей линии для получения социальной или психологической помощи, были перенаправлены 4392 человека.

- В то же время, - продолжает свой рассказ специалист,- мы понимали, что нужно проводить обучение медработников по вопросам ВИЧ. Нами был разработан модуль тренинга, который утвердили наши немецкие партнеры. Мы создали команду тренеров: шесть пар - психолог и врач, которые задействованы во многих международных общественных организациях. Были разработаны анкеты среза знаний. Мы проводили занятия для врачей и медицинских сестер. В городе нам удалось провести семинары отдельно для врачей и медицинских сестер. В районе такую возможность предоставить не могли. Потому что в районных больницах не так много врачей, а обслуживают они и жителей районного центра, и сельских жителей. Там мы проводили совместные тренинги.

Ирина Светашова, как национальный тренер, объездила все районы Одесской области, за два года вместе с командой провели 112 тренингов.

- Мы проводили обучение с медицинскими работниками различных специализаций, которые до этого момента считали, что ВИЧ-инфекция - не их удел, это их не касается, - говорит Ирина. - И эту проблему решает только врач-инфекционист. Когда мы провели анкетирование среза знаний, оказалось, что информированность врачей по элементарным вопросам о ВИЧ-инфекции была чуть выше 30 %, медсестер не достигала и 20 %. Наши врачи вели медицинские блоки о ВИЧ-инфекции как о патологическом процессе, рассматривались также вопросы лабораторной диагностики, мер профилактики и законодательства по СПИДу. Психологи проводили блоки, направленные на то, чтобы поменять отношение медиков к ВИЧ-инфицированным людям, а также обучить их консультированию. Пробел был и в вопросе тестирования пациентов на ВИЧ. Согласно медицинскому законодательству перед проведением исследования пациента нужно замотивировать, пройти добровольное консультирование предтестовое и после получения результата. Опять же врачи считали, что это должен уметь проводить только врач-инфекционист и его медсестра. Мы дали необходимую информацию. И каждый врач и медсестра, пройдя семинар и отработав навыки, получили сертификат о том, что имеют право проводить такое консультирование, а также прошли курс повышения квалификации по ВИЧ-СПИДу.

Для справки.В ходе реализации проекта по согласованию и при помощи Управления здравоохранения Одесского городского совета, Одесского городского центра по борьбе и профилактике ВИЧ-инфекции и СПИДа в Одессе были проведены 34 семинара, в которых приняли участие 339 врачей и 332 медсестры из 60 лечебных учреждений города. Затем при сотрудничестве с Управлением здравоохранения и медицины катастроф Одесской области и Областного центра профилактики и борьбы со СПИДом в 26 районах области были проведены 78 семинаров, на которых повысили свою квалификацию 756 врачей и 828 медсестер. В общем, по региону были проведены 112 семинаров, на которых прошли обучение 1095 врачей и 1160 медсестёр. Для проведения семинаров были задействованы мастер-тренеры "Баварского дома, Одесса" по проблеме ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, врачи городского и областного центров СПИДа.

- Совершенствуя службу горячей линии, - продолжает свой рассказ И. Светашова, мы поняли, что нужно расширить сеть и затрачивать как можно меньше времени, чтобы решить проблему ВИЧ-инфицированного человека. Согласно проекту "Телемедицина", который был начат три года назад и продолжается по сей день, все районы города получили необходимое оборудование. Три городские больницы Одессы и 26 центральных районных больниц были оснащены ноутбуками с программой "Скайп", создана единая сеть, благодаря которой врачи-инфекционисты могут получать консультации из городского и областного центров СПИДа, общаться между собой и с помощью веб-камеры, при необходимости, проводить осмотр пациента, получив консультацию по его заболеванию, не нарушая конфиденциальности.

Для справки. За три года были проведены 3738 консультаций. Из них получили консультации 1549 врачей и осмотрены 2189 пациентов. После консультаций и осмотров пациентов ВААРТ получили 836 человек и прошли госпитализацию 1510 человек.

- Наша задача не в общении с врачами, а в том, чтобы научить их как можно активнее общаться между собой. Например, если врач в районе принимает ВИЧ-инфицированного человека, то он может связаться со специалистом в городе, проконсультироваться. То же самое касается пациентов, которые по "Скайпу", соблюдая конфиденциальность, могут показать высыпания на коже, кандидоз рта, чтобы специалист определил, чем можно помочь. Врачи в этом случае обязаны соблюдать конфиденциальность и анонимность.

Такой метод оказался весьма эффективным. И после Одесской области к сети подключилась и Херсонская.

- Как работает эта система, могу показать на примере, - предлагает Ирина Игоревна. - В наш реабилитационный центр из Херсонской области приехал человек, потребитель наркотиков, чтобы пройти реабилитацию. И буквально через неделю у него открылось внутреннее кровотечение. Мы вызвали скорую помощь. Его привезли в городскую больницу. Но, когда узнали о его статусе, нашли причину, чтобы его не обслуживать. Молодой человек связался через горячую линию с нашим врачом-инфекционистом, сказал, что его не хотят класть в больницу и оказывать помощь, ссылаясь на то, что он из Херсонской области. Доктор Гойдык Виктор Степанович связался с врачами данной больницы, а консультант МБО РЦ "Ступени" созвонился с организацией, откуда был направлен социальный работник в больницу, чтобы отстоять права пациента. Также доктор связался с областным центром СПИДа Херсона, дозвонился до врача, который ведет пациента, узнал о диагнозе, лечении, терапии. Это было все сделано в течение 15 минут. Так мы отстояли права этого человека. И городская больница была вынуждена оказать ему помощь. В то же время неправительственная организация снабдила его бесплатными лекарствами.

Успешная реализация проекта "Телемедицина" показала свою действенность. Благодаря современным технологиям специалисты могут устраивать видеоконференции, обсуждая проблемы пациентов, чтобы им помочь. Важным шагом было решение инвесторов "Brot fur die Welt" (Германия) выделить стационару автомобиль для того, чтобы создать бригаду выезда на дом - врача и социального работника. Особенно это необходимо для одиноких людей. Пациенты звонят на горячую линию. Оператор выслушивает проблему, принимает заявку от пациента и выясняет, кто нужен - врач и социальный работник, либо врач и психолог. После чего привлекает нужных специалистов. И такая бригада выезжает к пациенту.

Марина Витальевна позвонила по горячей линии. У нее обострился герпес. Ногу тянет, очень больно. Не может выйти. Приехал врач, поставил диагноз и дал рекомендации по лечению.

Андрей Павлович, пенсионер, живет один, заболел. Высокая температура. Позвонил по номеру горячей линии. Врач прописал необходимые лекарства и отправил на обследование.

Для справки.В сентябре с. г. таких выездов было 35. За два года - более 1200. За шесть лет мобильной службой врачей, медсестёр, психологов и социальных работников было осуществлено 3149 выездов на дом.

- Несмотря на то, что инвестор принял решение об окончании данного аспекта проекта, перестал выплачивать заработную плату, все равно и сейчас осуществляются выезды врачей, - утверждает Ирина Игоревна. - То же самое касается и горячей линии. Инвесторы меняются, а проект продолжается. И он не может закончиться. У нас есть уже наработанные номера. Люди знают о нас. В прошлый раз, когда инвестор сообщил о прекращении финансирования, наши операторы выразили желание продолжить работу. "Моему сыну 16 лет, - сказала наша сотрудница, - И я все равно буду работать, потому что, чем больше мы будем объяснять людям о ВИЧ-инфицировании, тем быстрее сможем остановить распространение ВИЧ". Как только инвесторы говорят, что проект заканчивается, находятся другие, которые продлевают наш проект. Ведь людям удобно выяснить свои вопросы по телефону. Не каждый может прийти в кабинет и сказать: "Извините, у меня порвался презерватив. О состоянии здоровья девушки я не знаю". А тут можно набрать номер телефона и задать вопрос о профилактике: где протестироваться на ВИЧ, получить адреса и телефоны кабинетов доверия. Операторы обучены добровольному консультированию и тестированию. И они могут прояснить, насколько был высок риск, надо ли давать человеку препараты, приезжать в СПИД-центр или нет.

Активно выясняют свои вопросы люди со статусом ВИЧ. Так, отец со статусом ВИЧ был обеспокоен, что сын побрился его принадлежностями. Он достаточно информированный, длительное время принимает лечение, ведет абсолютно здоровый образ жизни, социально адаптирован. Но он все равно решил выяснить, как решить эту ситуацию.

Много звонков поступает из лечебных учреждений. Пациент на приеме говорит о своем статусе. Доктор звонит в СПИД-центр, вызывают врача, чтобы он проконсультировал больного.

Ирина Игоревна смотрит статистику звонков. Сегодня оператор уже ответила на восемь звонков по городу и пять по области.

- Позвонить нам может каждый, озвучив свою проблему, - говорит специалист. - Много лет я работала консультантом с наркозависимыми, алкозависимыми людьми, общалась с их семьями. И знаю много пар, где, например, муж инфицирован, а жена - нет, но они рожают здоровых детей. Если грамотно и правильно построить свою работу и если у человека есть желание жить, то все можно. Конечно, есть отдельные проблемы. Но их тоже можно решать. ВИЧ занесен в реестр хронических заболеваний. И если человек будет правильно выполнять рекомендации, то, что ему говорят и назначают, может жить долго и счастливо. Самое главное - быть информированным!

Для справки.Для получения необходимых консультаций можно звонить по телефонам: 048-700-40-50; 094-952-70-50.

Подготовила Инна ИЩУК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.