Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (1312)
20.05.2016
НОВОСТИ
Море
Правопорядок
Обратная связь
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Дискуссия
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (1312), 20.05.2016

Новая постановка Театра музкомедии - рок-опера "Моисей" - вызвала неоднозначную реакцию. Неоспоримо, что создатели спектакля - режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Владимир Подгородинский, дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств Украины Вадим Перевозников, балетмейстер-постановщик, заслуженная артистка Украины Алла Рубина, сценограф, заслуженный художник Украины Станислав Зайцев и художник по костюмам Елена Лесникова - сотворили мощное зрелище. Но далеко не все его компоненты находятся в единстве. И очень уж разнятся мнения рецензентов, высказанные ими в публикуемых статьях.

ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ -
СО СПЕКТАКЛЕМ "МОИСЕЙ"!

Театр музкомедии не прогадал, взявшись за постановку рок-оперы "Моисей". Не будем сбрасывать со счетов предоставившуюся возможность поехать с новым спектаклем на гастроли, и не куда-нибудь, а в Землю Обетованную. Театр, в свои золотые времена блиставший на выезде, должен хвататься за редкую теперь возможность. А что тексты арий местами наивны, скажут скептики, так беда небольшая, тем же грешат классические либретто оперетт, наивность не порок!

"Моисей" оказался полезен и новым подходом к сценографии, разрушившим привычные для артистов рамки существования на сцене. Засидеться на одном месте невозможно. Конечно же, в такой постановке без видеопроекций не обойтись - воды Нила становятся кровавыми в сцене избиения младенцев, а в финале, когда море должно расступиться перед покидающими Египет иудеями, перед артистами раздвигаются подсвеченные голубым планшеты, а неопалимая купина так натуралистична, что хочется вызвать пожарных...


Рок-опера написана композитором Артуром Бродским, либретто и стихи Игоря Хентова (оба они сегодня живут в Израиле), создавалась специально для театра, в качестве оригинального репертуара, и дорабатывалась с учетом пожеланий постановщиков и базовых возможностей Одесской музкомедии (оригинальный репертуар не вредил еще ни одному коллективу). Авторы спектакля создали гармоничное сценическое произведение, изобилующее постановочными эффектами. Но все было бы впустую, не окажись в труппе идеальной кандидатуры на центральную роль Моисея (человека, героя и пророка), в период от рождения и до Исхода. Им стал народный артист Украины Владимир Фролов, которого, как выяснилось, по-прежнему некем заменить. Стать, голосовые данные, великолепное актерское мастерство... Кто сомневается в целесообразности вывода библейских героев на сцену, верно, не слышал о феноменальном успехе рок-оперы "Иисус Христос суперстар". Не нужно стесняться того, что величайший пророк предстает в образе сверхзвезды, способной и красивые чувства испытывать, и постоять в бою за свой народ.

Авторы постарались не отходить от хронологии событий, изложенных в Торе, но, учитывая особенность жанра, все же присовокупили лирическую линию любви еврейской девушки Рахели (Ольга Кононцева) и египетского воина Рамсеса (Александр Кабаков).

Автор идеи рок-оперы "Моисей" - глава продюсерской компании "Production Center Naum Barski" (Израиль) Наум Барский, признавался перед премьерой: "Этот спектакль - воплощение моей юношеской мечты. В Одессе я решил ставить этот спектакль, потому что здесь находится человек - мой личный друг детства - Вадим Перевозников. Так что это наша совместная мечта, которая теперь воплощается в жизнь. Кроме того, когда я приехал и познакомился с театром, его труппой, главным режиссером, я понял, что лучшего места для воплощения идеи мне не найти". И кому было бы лучше, если бы мечта продюсера воплотилась в другом театре? Уж точно не выиграли бы одесситы, как зрители, так и артисты...


Музыкальная часть спектакля отнюдь не решается средствами только рок-музыки, это фьюжн, в котором собраны разные музыкальные жанры, звучат, притом убедительно, даже "Хава нагила" и "Шалом Алейхем".

- У нас не было задачи пересказать библейский сюжет, - говорит Владимир Подгородинский. - Это светское произведение, нашей задачей было высказать свой взгляд на проблему и связать ее с сегодняшним днем. А проблема в том, что в мире стало очень мало любви к ближнему. Особенно - к нам со стороны власть имущих, которые должны вести за собой народ. Эта пьеса о том, что эта любовь должна вернуться. Мы ушли от привычных декораций. Все достаточно условно, но есть серьезный видеоряд, много компьютерной графики. Спектакль решается кинематографическим языком. В нем жесткая клиповая склейка эпизодов.

Образ поводыря человечества передают своей игрой уже названный Владимир Фролов и лауреат премии "Народное признание" Владимир Кондратьев (последний играет сразу две роли, в одном составе - Моисея, в другом - фараона, создавая образы антагонистов). Кондратьев-фараон предстал зловещим интриганом с хрипотцей (есть у артиста отрицательное обаяние, взгляд ядовитой нильской змейки, жесткая и одновременно чувственная линия рта), перед которым выплясывают наложницы, но смягчить его жестокий нрав невозможно... Пожалуй, этот тандем (Фролов-Кондратьев) можно счесть эталонным для данной постановки.

- Специально для "Моисея" был расширен состав оркестра - добавились по два клавишника, ударника и рок-гитариста. Оказалось, что в Одессе не так просто найти двух классных рок-гитаристов, согласившихся бы работать за те деньги, которые мы им можем предложить, - признался дирижер Вадим Перевозников. - Для постановки театр приобрел новые музыкальные инструменты, звуковой пульт и видеопроектор.


Хореограф-постановщик Алла Рубина полагает, что главная тема этого спектакля - тема любви людей из противоборствующих групп. Действительно, душевная красота египетской принцессы, дочери фараона (Ирина Ковальская) спорит с внешней прелестью, ведь она спасает от гибели Моисея в младенчестве и, несмотря на нерадужные для Египта пророчества, признает за ним и его народом право на самоопределение. Трогательны и образы иудеек - матери Моисея Йохевед (народная артистка Украины Ольга Оганезова привычнее смотрится в ролях молодых возлюбленных героев Фролова, но тут перевоплотилась в ласковую мать поводыря человечества), сестры его Мириам (Наталья Ткачук, которая в другом составе играет Рахель) и жены Ципоры (Ирина Гусак). Ну а момент, когда Моисей лихо расправляется с жестоким надсмотрщиком, стегавшим евреев плеткой во время строительных работ, позволяет публике понять, что перед нею - сверхзвезда!

Особая роль в спектакле у народного артиста Украины Олега Школьника, вернее, мы слышим только глас Божий, повелевающий Моисею передать фараону предписание: "Коль в Исход не уйдет хоть один еврей - уничтожу его государство!" Но что фараону слово Божие, он поклоняется другим богам, и конфликт развивается по известной схеме. Красивый, величественный спектакль сродни старинной мистерии, но современен по средствам воплощения, и наверняка станет хитом репертуара, новым этапом творческой жизни одесской музкомедии. Конечно, кто-то будет настаивать, дескать, следовало подождать идеальную пьесу... Знаете, прекрасная певица и красивейшая женщина Далида всю жизнь искала идеального мужчину, но годы и отчаяние сломили ее, конец этой истории получился печальным. Артисты должны играть, театры - выпускать премьеры, "Моисей" оживил и украсил театральную жизнь города, а идеалы тем и хороши, что всегда остаются недостижимы для простых смертных! В той мере условности, которую предполагает жанр рок-оперы, идеальных решений, по крайней мере, два, это образы Моисея и фараона, чего отнюдь не мало для зрительского счастья.

Мария ГУДЫМА.

На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО:

- Владимир Фролов (Моисей);

- Ирина Ковальская (принцесса);

- Наталья Ткачук (Рахель).

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.