Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 44 (1239)
14.11.2014
НОВОСТИ
События
Острая тема
Особый взгляд
Правопорядок
Новые имена
Спрашивайте - отвечаем
Мяч в игре
Спорт
Культура
Дела и люди
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 44 (1239), 14.11.2014

ТОМИТ НЕСЫГРАННАЯ РОЛЬ И НЕНАПИСАННАЯ КНИГА...

Герой одной из популярных оперетт сравнивал свою жену с прочитанной книгой, которую можно беречь, переплетать, но перечитывать уже неинтересно. А может ли надоесть... ненаписанная книга? Думается, нет! Олег Савченко, руководитель корпорации клоунов "Настроение" и кабаре "Буффон", в очередной раз играет свой моноспектакль, как и представляющий собой книгу, которой нет ни в бумажном, ни в электронном эквиваленте. Только в сценическом...


Актер долго приглядывается к публике в крошечном зальчике-подвальчике, поясняет, что у него моноспектакль в полном смысле этого слова, на самом деле "моно", ведь, кроме него, никто музыку не включает, свет не переключает и не говорит зрителям строго: "А теперь покиньте помещение...".

- Я вчера был на моноспектакле, там все было, звукорежиссеры, осветители, бабушки-билетерши... Подождите, сейчас мелодию нужную найду, у меня же моноспектакль, не то что у некоторых, - ворчит кудрявый клоун, готовя все необходимое.

Наш герой внешне может быть серьезным, даже стеснительным, но смешным при этом, а то вдруг его изнутри что-то такое взорвало - и возникла ведущая кулинарного шоу Бетти Бу с ее коронной фразой "Сырком по яйцам!". Бетти Бу порвала зал Дома клоунов на последней "Комедиаде", первые ряды раскрывали зонты, чтобы уберечься от выплесков муки, яиц и прочих ингредиентов безумной поварихи, месившей тесто с нечеловеческой силой и экспрессией. Свое творческое кредо Олег, пожалуй, сформулировал в новогодней детской постановке "Морозко", сам и озвучил: "Не хочу становиться ни на чью сторону, хочу быть клоуном!". И в самом деле, клоун желает по-настоящему одного: оставаться в своем амплуа. Даже когда пробует себя в драматургии. Конечно, можно не торопиться ставить знак равенства между лирическим героем моноспектакля и конкретной творческой личностью Олегом Савченко, но все эти шутовские репризы, забавные сценки, стихи и песни не могли бы родиться у "сурьезного" автора. Это клоунская пьеса, тем и хороша. И она всегда будет оставаться немного недописанной, как жизнь...

- Для меня быть клоуном - значит быть максимально свободным человеком, свободно выражающим себя и имеющим смелость хотеть того, чего он хочет, - говорит Олег. - Клоунада близка к детскому дурачеству; не следует долго репетировать, чеканить какие-то мизансцены, чем больше нескладух, тем веселее публике! Стараемся побольше веселиться за кулисами, на репетициях. Одно время ударялся в философию, но вовремя вспомнил о главной задаче клоуна - развлекать. Свой моноспектакль "Книга, которую я не написал", хоть он развлекательным не является, буду показывать время от времени, это важный для меня был эксперимент, и он не окончен.

Сегодня Олег в ударе - смена рассказов-настроений обозначается отрывом кусков бумаги от рулона, торчащего из печатной машинки: "Как чек... Да вся наша жизнь - сплошные чеки...". Да уж, за все платим в этой жизни, ну так как же не пофантазировать о прекрасной незнакомке, которая сама на улице заговорит, в ресторан поведет за ее счет, сама в богатую квартиру с офигенным видом из мансарды пригласит, оставит на белоснежной постели ночевать, а наутро сварит кофе по-польски и яичницу прожарит именно так, как любишь... "Дурне спить, дурне й сниться", - не раз этот отрезвляющий рефрен прозвучит в спектакле. Знаем мы эту клоунскую любовь - только со стороны смешно и весело, а на самом деле грустно, ведь клоун любит только свою профессию, запомните, милые дамы!..

...Перед нами мелькают сельские типажи и времена года в деревне, толкователь снов с Молдаванки, смена состояний и настроений, от безудержного хохота до ностальгических слез. Миниатюры нанизываются друг на друга, "чеки" отрываются все быстрее, зрителям демонстрируется якобы вышедшая в свет книга автора-исполнителя... О, это же достижение, можно предъявить друзьям и судьбе: "Я написал и издал книгу!". Клоун выходит за кулисы и тут же возвращается, чтобы изобличить самого себя перед зрителями в непарламентских выражениях, дескать, и книга - пустая тетрадка в суперобложке, и слезы были ненастоящими - разрезанную луковицу прятал за пишущей машинкой, и вообще, такой-сякой, ничего не достиг. Разойдясь не на шутку, словно все та же Бетти Бу, Олег мечет об пол луковицу, рвет душу в клочья и кается перед залом, нет никакой книги...

Но зачем клоуну книгу писать? Лучше играть ее перед нами, зрителями, в который раз произвольно изменяя содержание, смещая акценты. Ведь если Олег Савченко и напишет когда-нибудь какую-нибудь книгу (вот другой замечательный клоун Георгий Делиев и картины пишет, и песни, и на гитаре играет), он больше не сможет играть моноспектакль о ненаписанной. А это будет жалко. Книг - вон, целое море, пыль собирают по углам, хороших моноспектаклей куда меньше. Ненаписанная книга Олега Савченко находится в том же ряду, что и моноспектакли Евгения Гришковца, отменившего посредника между собой и зрителем. Только Олегу посредник тем более не нужен, он автор и исполнитель в одном лице по праву. Ибо нет исполнителя на театральных подмостках лучше клоуна! Кто еще так владеет своим телом, кто умеет быть предельно выразительным и точным в самых коротеньких репликах? Клоунская выучка дорогого стоит. Так что посоветуем поклонникам жанра и артиста следить за афишами, не пропуская возможности заново перелистать ненаписанную книгу Олега Савченко.

Мария ГУДЫМА.

Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.