Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 45 (1290)
27.11.2015
НОВОСТИ
Скандалы
Правопорядок
Детектив
Юбилей
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 45 (1290), 27.11.2015

РАДУ ПОКЛИТАРУ:
"ПУБЛИКА ВСЕГДА ПРАВА"

В будущем году у Раду Поклитару два значимых юбилея - двадцатилетие балетмейстерского дебюта и десятилетие создания театра "Киев-модернбалет". Перед этим была учеба в хореографических училищах Москвы, Одессы, Кишинева и Перми, работа солистом балета в Минском театре. В Белорусской академии музыки Поклитару получил специальность "балетмейстер". Им поставлены спектакли в театрах Украины, Беларуси, Молдовы, России, в том числе в прославленном Большом театре, получены премии на многих международных конкурсах. Сегодня Раду Поклитару, как говорится, находится в расцвете творческих сил. Высокопарность этой фразы искупается блестящими постановками и огромным зрительским успехом, что подтвердили очередные одесские гастроли театра "Киев-модернбалет".

Четыре года назад в нашей газете было опубликовано интервью с балетмейстером. И вот - новая встреча.

- Украина задекларировала стремление стать европейской страной. Между тем немалое количество, скажем так, европейскоориентированных проектов либо проваливаются, либо испытывают огромные трудности. Почему так происходит?


- К сожалению, я готов декларировать то, что культура в нашей стране не является приоритетом. Но ведь культура - это основа нации. И мы должны понимать, что без нее будем проигрывать любые войны. Мне очень нравится ответ Черчилля, когда во время Второй мировой войны его попросили сократить затраты на культуру в пользу армии. На что он сказал: "А за что же мы тогда воюем?"

Сейчас же мы имеем ситуацию с точностью до наоборот. Культура финансируется по остаточному принципу. На мой взгляд, это очень печально и может привести к ужасающим последствиям в самое ближайшее время.

- А как влияет на вас нынешняя ситуация - политическая, экономическая?

- Экономическая влияет сильно. Мы должны понимать, что, к сожалению, есть специфика работы. Артист балета - более конвертируем, чем драматический. Он может уехать за границу в любую секунду, потому что говорит на своего рода эсперанто. Артист же драмы говорит на украинском, на русском - и все. И акцент не позволяет ему устроиться ни в какой другой стране. Поэтому, когда возникает финансовый кризис в стране, лучшие артисты балета просто уезжают за границу.

- Но это экономика, тут все понятно. А с точки зрения творческой, каково влияние ситуации в стране?

- Я стараюсь дистанцироваться. Можно поставить "Короля Лира", и это будет абсолютно злободневно. А можно поставить спектакль "Майдан: два года спустя" - и это будет бездарно. Мне кажется, что спекулировать на современной истории - безнравственно. Особенно сейчас, на данном этапе.

- В советское время ставились балеты типа "Коммунист". Но в некоторых была очень неплохая музыка. А как вы считаете, есть ли балеты из советского прошлого, на музыку которых и сегодня можно поставить яркий спектакль?

- Недавно я переслушал очень большое количество такой музыки, но шедевров мало. Из авторов, которые и сейчас востребованы и пишут балеты, я могу назвать Родиона Щедрина. Это наш современник, человек, который сочиняет гениальную музыку.

- Но вот поставил же Владимир Васильев "Красный мак" Глиэра...

- Мы просматривали спектакль. Получилось замечательно. Но режиссер "горел" этой музыкой. Я не горю, это не мое.

- Как возникает чувство горения музыкой?

- Слушаешь и горишь. Либо не горишь. Тут должна возникнуть какая-то химия.

- Вы довольно часто приезжаете в Одессу. И в этом году для фестиваля своих постановок выбрали наш город...

- Одесский театр оперы и балета - это культовая вещь для культуры всего мира. Мы должны понимать, что подобных театров очень мало. Я за свою жизнь бывал в очень многих театрах, но красивее одесского не видел. В этот храм искусства приятно принести свое скромное театральное подношение.

- На какого зрителя рассчитаны ваши спектакли?

- На многочисленного.

Я много раз повторял, что мы не имеем права выбирать зрителя. Мы не имеем права его критиковать и обсуждать. Потому что мы являемся сферой обслуживания. Ну кому приятно прийти в магазин, чтобы купить сосиски, а тут продавец выбирает, хороший ты покупатель или нет?! Продавец просто обязан продать сосиски. А мы просто обязаны показать хороший спектакль. Если спектакль сделан правильно, ни один человек из зала не уйдет. Это аксиома.

- Одесская публика вам нравится?

- Еще раз повторяю: артист не имеет права оценивать публику. Могу сказать из своего опыта, что существуют мифы, будто южане принимают лучше, чем северяне. Но вот мы выступали на очень крупном международном фестивале в Эстонии, который проходит в удивительном месте - старой полуразрушенной церкви. Эстонцы холодные вроде бы, но после спектакля они топали ногами и орали. Вот это было замечательно! Публика всегда права.

- Насколько ваши балеты меняются со временем?

- Они меняются, и это парадоксально, потому что я не меняю в них ни одного движения. Балеты меняются сами по себе - как живые организмы. И не только от того, что вводятся в них новые артисты. Мы должны понимать, что и зритель меняется. Сегодняшние аплодисменты в неожиданном месте побуждают артистов в следующий раз чуть педалировать это место в ожидании таких же аплодисментов.

- Вы пришли на встречу со своим четвероногим, как я понимаю, другом. Расскажите о нем.

- Его зовут Оскар. Это самая балетная собака в мире. Он проводит со мной все свободное время, благо, у него оно все свободное. Вот проводил я кастинг в Одесском театре, и Оскар тоже отбирал артистов. Единственная проблема: он жуткий бабник и готов отбирать только девочек. Мальчик ему ни один не понравился.

Беседу вел Александр ГАЛЯС.

Фото Оксаны СИТИНСКОЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.